Главная страница
Экономика
Статьи
Маркетинг
Менеджмент
Инвестиции

ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ КОНЦА XX — НАЧАЛА XXI В. В РОССИИ: ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА

Александр Павлович ГЕРАСИМЕНКО,
заведующий лабораторией информационных
систем Института истории ДВО РАН
Период конца 90!х годов прошлого века — начала нынешнего в России характеризу!
ется двумя важными тенденциями: переходом к рыночной экономике и интенсивным
развитием информационных технологий. Процессы, связанные с перестройкой экономи!
ки, изменения прав собственности и т.д., привели к созданию характерной информаци!
онной инфраструктуры, работающей по тем же законам, что и вся экономика.
Множество разного рода общественно!политических, коммерческих, других струк!
тур, входящих в состав общественно!государственной формации, создаются для обеспе!
чения благоприятных условий потребления материальных ресурсов людьми, входящими
в руководство этих структур. Доступ к власти и соответственно к распределению финан!
совых средств, промышленных мощностей, природных богатств является главным и оп!
ределяющим стимулом их деятельности. Официально декларируемые цели, внешний об!
лик (имидж) структуры, как правило, являются результатом работы специалистов по
формированию имиджа. Это относится как к государственным, так и к частным органи!
зациям. Для достижения своих целей в условиях конкретной общественной формации
подобная структура реализует в информационной среде этой формации набор информа!
ционно!пропагандистских мероприятий, направленных на создание в определенных со!
циальных слоях благоприятного для структуры психологического климата. Этот набор ме!
роприятий, реализуемый средствами массовой информации, создает в информационной
среде государства «информационное поле» структуры. Данное информационное поле тре!
буется только для обеспечения существования связанной с ним структуры и исчезает или
изменяется при ее исчезновении или реорганизации. Таким образом, информационный
фон общественно!государственной формации состоит из набора (массива) информаци!
онных полей общественно!политических, коммерческих, государственных, других струк!
тур, существующих в данной формации.
162 ___ _ __• 2005 •№ 3
Создание и поддержка существования информационного поля осуществляется сред!
ствами массовой информации (СМИ), главным образом электронными СМИ. Быстрое
развитие технологии электронных СМИ (телевидение, радио, Интернет, сотовая телефо!
ния) позволило создать механизмы оперативного (моментального) создания информаци!
онных полей, позволяющих выйти на новый качественный уровень общественно!поли!
тических, коммерческих манипуляций в обществе в интересах политических, финансовых
и других структур, входящих в данную общественно!государственную формацию. Элект!
ронные СМИ по силе влияния, степени воздействия становятся главным инструментом
после силовых структур в борьбе за власть, а значит, и за распределение материальных ре!
сурсов в обществе. Электронные СМИ постепенно трансформируются из средств достав!
ки информации (изначальная функция) в инструмент психологического воздействия на
человека, обработки человеческого сознания, направленной на достижение конкретных
результатов заинтересованными лицами. Анализируя деятельность СМИ в период 90!х го!
дов прошлого века, можно сказать, что образ средств массовой информации как источ!
ника достоверной информации не выдерживает никакой критики и является мифом, ко!
торый поддерживается самими СМИ. Они создают обычный рыночный продукт
и являются инструментом и объектом рынка, т.е. купли!продажи. Информация, выраба!
тываемая СМИ — это искусственно синтезируемый по заказу набор информационных,
вещательных продуктов, которые имеют свою стоимость. То есть информация, предлага!
емая обществу, в настоящее время, есть не что иное, как рыночный продукт, который был
оплачен, у которого есть свой продавец и покупатель. Таким образом, учитывая специфи!
ку деятельности, электронные СМИ — это в большей степени не источник информации,
а инструмент психологической обработки социальных слоев, и с этой точки зрения мы
будем их рассматривать.
Психологическая обработка населения направлена на модификацию (изменение)
поведения человека, изменение (вызов или подавление) эмоциональных реакций, конт!
роля над психикой человека, навязывание ему определенной психологической доминан!
ты (зомбирования) и т.д. Она основана на использовании ряда особенностей человечес!
кой психики, которые в той или иной степени присущи всем социальным группам.
Перечислим некоторые из них. Это инертность мышления, подсознательное стремление
заполнить информационный вакуум, шаблоны (стереотипы) мышления, рефлекторная
боязнь агрессивной (враждебной) информации и т.д. Искусству психологической обра!
ботки человека уделяется большое внимание специальными государственными и частны!
ми структурами, на это направляются немалые средства, идет подготовка специалистов.
В этой статье мы остановимся на одной из главных технологий, составляющих ин!
формационное поле — технологии формирования образа. Образ в философии — это «ре!
зультат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в созна!
нии человека»1. Определение образа объекта или субъекта в информационном поле,
созданном СМИ, можно, на мой взгляд, выразить следующим определением. Образ — это
совокупность параметров, характеризующих объект или субъект в сознании человека,
направленных на создание у индивидуума определенного (положительного или отрица!
тельного) отношения к данному объекту или субъекту с целью эксплуатации этого отно!
шения в политических, экономических и других целях. Любой объект или субъект, любой
предмет материального мира или результат воображения имеет свой образ. Специфичес!
кая особенность образа в информационном поле заключается в том, что характеризую!
щие его параметры могут не являться «отражением реального мира», а могут быть искус!
ственно генерированы «имиджмейкерами», «специалистами по PR», работающими по
заказу. Поэтому понятие образа объекта или субъекта в информационном поле отличает!
ся от понятия образа вообще. Технологии формирования образа средствами СМИ в ин!
формационном поле напрямую зависят от следующих составляющих:
! психологических особенностей социальной среды — объекта воздействия;
! технологических возможностей электронных средств массовой информации в дан!
ном регионе;
! наличия структур, контролирующих деятельность электронных СМИ;
! бюджета на создание и поддержание образа.
Как известно, общество состоит из так называемых социальных групп. Социальная
группа — это совокупность индивидуумов или структур, имеющих общие цели. Человек
может входить в несколько социальных групп одновременно, например, по стремлению
получить образование (группа — студенты) и по увлечению спортом (группа — спортсме!
ны). Деятельность социальной группы направлена на достижение определенных целей —
духовных, материальных благ.
Время существования социальной группы определяется временем существования
цели. Как только цель исчезает, группа перестает существовать. Каждая социальная груп!
___ _ __• 2005 •№ 3 163
па оказывает влияние на жизнь других социальных групп, создает материальный или ду!
ховный продукт, вносит изменения в жизнь общества. Это креативная (деятельная) роль
и является предметом манипуляций со стороны информационных полей, созданных
СМИ. Т.е. работа средств массовой информации есть не что иное, как психологическая
обработка социальных групп в расчете вызвать заданную эмоциональную, а затем и креа!
тивную реакцию в запланированном направлении.
Например, главной целью группы компаний, монополизирующих рынок в области
телефонной связи, является получение максимальной прибыли всеми компаниями, вхо!
дящими в данную группу. Первоначально существовали независимые компании, предла!
гавшие одни и те же услуги, услуги связи. Итогом деятельности такой группы является
искусственное поддержание высоких цен на услуги связи, коррупция антимонопольных
государственных структур. Информационным полем воздействия может служить серия
репортажей о налоговых преступлениях и отмывании денег. Цель — передел собственно!
сти. Другая социальная группа — студенты учебных заведений, которых объединяет, на!
пример, желание получить высокооплачиваемую работу. Результатом является массовое
использование сети Интернет для поиска работы и отправки резюме по электронной по!
чте, что влечет за собой рост доходов компаний провайдеров — Интернет. Информаци!
онным полем воздействия может быть появление рекламы платного сайта автоматичес!
кой рассылки резюме. Цель — увеличение прибыли провайдеров.
Еще один пример. Подростки 9—15 лет, увлекающиеся компьютерными играми, про!
водят несколько часов в день за компьютером. Итогом является рост прибыли компаний,
продающих компьютерные игры, и компьютерных клубов. Информационным полем воз!
действия может быть ряд публикаций о катастрофическом ухудшении зрения подростков
и необходимости употреблять конкретный медицинский препарат, чтобы сохранить зре!
ние. Цель — получение прибыли фармацевтической компанией. Социальная группа —
малоимущие пенсионеры — владельцы жилой площади. Информационное поле воздей!
ствия — реклама услуг пожизненного содержания в обмен на права собственности на жил!
площадь. Цель — получение прав собственности на жилплощадь. Каждая социальная группа
как объект воздействия имеет свои параметры, которые учитываются при информационной
обработке. К ним относятся возраст, образование, условия проживания, доход, семейное по!
ложение, профессия, здоровье, национальность и т.д. Социальные группы появляются и ис!
чезают, и это характерно для России конца XX — начала XXI в. Например, исчезла соци!
альная группа — студенты, обучающиеся бесплатно, исчезли колхозники, возникла крайне
малочисленная группа — фермеры, возникла характерная для Дальнего Востока многочис!
ленная социальная группа предпринимателей — челночников, и т.д.
Технологические возможности электронных СМИ определяются техническими пара!
метрами средств вещания, такими, как степень охвата территории, пропускная способ!
ность канала передачи данных, качественные характеристики канала передачи изображе!
ния и звука, и т.д. Наличие структур, государственных или иных, контролирующих или
влияющих каким!либо образом на электронное вещание, оказывает существенное, а в не!
которых случаях решающее воздействие на создание и существование информационного
поля. Например, государственная монополия на средства массовой информации влечет
за собой цензуру госчиновников и соответственно отсутствие объективной критической
информации в отношении власти. Размер бюджета, т.е. объем средств, направленных на
создание информационного поля, является одной из основных составляющих, определя!
ющих сам факт существования поля. В некоторых случаях, особенно в коммерческих про!
ектах, от размера инвестируемых в информационную поддержку средств зависит резуль!
тат того или иного коммерческого мероприятия.
Рассмотрим информационный образ как составляющую информационного поля.
Все параметры этого образа, на мой взгляд, можно разделить на две группы: базовые па!
раметры и параметры воздействия.
К базовым параметрам можно отнести:
! обеспечивающие — характеризующие технические средства, материальные и люд!
ские ресурсы, используемые для создания информационного образа;
! целевые — характеризующие цель (задачу) воздействия, определяющие объект воз!
действия.
К параметрам воздействия можно отнести открыто транслируемые параметры
и скрыто транслируемые параметры. Открыто транслируемые предназначены для воздей!
ствия на целевой объект (одну или несколько социальных групп), открыто передаваемые
по техническим информационным каналам в виде звука и изображения (видеоряда), на!
правленные главным образом на сознательное и частично подсознательное восприятие
человеком в целях модификации (направленного изменения) его поведения. К данным
параметрам можно отнести следующие:
164 ___ _ __• 2005 •№ 3
! описывающие параметры, характеризующие реально существующий объект
(субъект) или его легенду, транслируемые по определенной схеме и в определенной
форме по информационным каналам электронных СМИ. Форма и схема трансля!
ции зависят от параметров объекта воздействия;
! временные параметры, определяющие время, последовательность передачи, пери!
оды активации (трансляции) образа в информационных каналах.
Скрытно транслируемые параметры передаются по техническим информационным
каналам, но в скрытном, не поддающимся анализу и сознательной оценке виде. Они пред!
назначены для воздействия на человека путем влияния на подсознание, связаны с особен!
ностями нейрофизиологического восприятия человеком специфических электромагнит!
ных полей, звуковых волн, а также связаны с особенностями восприятия различных
способов подачи видео! и звукоряда. К ним можно отнести, например, технологию добав!
ления специального кадра в видеоряд.
В основе влияния информационного поля на поведение людей лежит наличие у че!
ловека так называемого образного мышления. «Основная функция образного мышле!
ния — создание образов и оперирование ими в процессе решения задач. Реализация этой
функции обеспечивается специальным механизмом представления, направленным на
преобразование уже имеющихся образов и создание новых образов, отличных от исход!
ных»2. Образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представ!
ления и образы. Важная особенность образного мышления — установление любых соче!
таний предметов и их свойств в сознании человека. Информационное поле, создаваемое
СМИ, предназначено для внесения в большей или меньшей степени изменений в по!
нятия человека, что может вызвать конфликт в его сознании. Конфликт в сознании не!
сет в себе разрушающий фактор, вызывает дисбаланс, нарушение психологического
равновесия и целостности личности. Поэтому для образного мышления характерна та!
кая важная особенность, как подстройка информации под миропонимание личности.
Воспринимаемая информация от внешнего мира видоизменяется, подстраивается под
миропонимание конкретного человека, сопровождается его собственными комментари!
ями. Таким образом, новая информация согласуется с представлениями индивидуума и он
воспринимает ее как объективную. Если новая информация не согласуется с этими пред!
ставлениями, то она трансформируется в образ, который не вступает в противоречие с ос!
новными понятиями индивидуума, т.е., тоже воспринимается. И, хотя полученный образ
может быть неполным, искаженным или даже ложным, все равно создается иллюзия по!
нимания. Это качество образного мышления лежит в основе технологии массовой пси!
хологической обработки.
Степень влияния информационного поля (совокупности образов) на индивидуума,
а в итоге и на социальную группу, зависит от:
! грамотного построения информационного поля, т.е. создания ряда образов, в сво!
ем качестве максимально воздействующих на целевую социальную группу;
! интенсивности воздействия информационного поля — количества информации,
потребляемой объектом воздействия в единицу времени;
! наличия информационного окружения, т.е. степени влияния окружающих инфор!
мационных полей.
Наилучшее психологическое воздействие происходит в условиях максимального по!
давления конкурирующих или мешающих информационных полей, т.е. в условиях ин!
формационного вакуума. Именно информационный вакуум является идеальной средой
воздействия информационного образа на индивидуум и является важным условием обес!
печения максимального результата воздействия. Постоянное интенсивное воздействие
информационного поля вызывает эффект «неизбежности» существования навязываемо!
го образа, психологическое привыкание к нему, затем восприятие его как нормы.
1 С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка». М., 1960.
2 Ю.Р. Валькман, Л.Р. Исмаилов «О языке образного мышления». М., 1981._

Больше информации

Статьи о России


 

 


Copyright © 2005-2009 Защита сайта от бана. Учёт кликов из любых источников