Главная страница
Экономика
Статьи
Маркетинг
Менеджмент
Инвестиции

ДЕСАНТНЫЕ КАТЕРА «МУРЕНА» ДЛЯ ЮЖНОЙ КОРЕИ

Игорь Васильевич БЕЗИК,
кандидат исторических наук
5 августа 2002 г. между Российской Федерацией (РФ) и Республикой Корея
(РК) был заключен контракт в области военно_морского сотрудничества. Согласно ему для нужд ВМС РК Россия должна была построить три крупных десантных катера на воздушной подушке проекта (пр.) 12061 Э «Мурена» («Э» —
экспортный)1. При всей внешней, казалось бы, ординарности события (сегодня Россия поставляет технику и вооружение во многие страны) оно тем не менее заслуживает пристального внимания.
Не секрет, что военно_техническое сотрудничество РК с Россией ревниво
отслеживается в Соединенных Штатах Америки, имеющих свои экономические и военно_политические интересы в Южной Корее. И России во многом по
причине скрытого или полуоткрытого американского вмешательства, лоббирования и давления на властные и военно_экономические структуры РК не удается вот уже много лет уверенно выйти на перспективный южнокорейский
рынок вооружений и техники, в том числе военно_морской. Так было, к примеру, с высокооцениваемыми специалистами дизельными подводными лодками пр. 877_Э «Варшавянка» (строительство на Амурском судостроительном
заводе в г. Комсомольске_на_Амуре), с истребителями семейства МиГов и Су
(последние из предлагаемых строятся на авиационном объединении им. Ю.А. Гагарина также в Комсомольске). На проводимых периодически национальных
и многосторонних учениях ВВС стран Южной и Юго_Восточной Азии (Индия,
Малайзия, Сингапур и др.) российские самолеты неизменно демонстрируют
свое превосходство над аналогичными американскими.
Не удалось выйти на рынок РК и с вертолетами Ка_50 «Черная акула»
и Ка_52 «Аллигатор». (Единственный строитель в РФ — Арсеньевское авиационное объединение «Прогресс» в Приморском крае)2.
В этом плане вышеупомянутый контракт можно считать знаковым и для
нашей страны в целом, и для дальневосточного региона. Российская «оборонка» «пробилась» на рынок Южной Кореи именно благодаря своей уникальной,
высокотехнологичной разработке еще советских времен, не имеющей аналогов
в мире (в данном классе) по своим боевым и тактико_техническим характеристикам, обладающей высокой конкурентоспособностью. Ни Соединенные Штаты, ни какая_либо иная страна не могут соперничать сегодня с РФ в строительстве крупных военных кораблей на воздушной подушке. Достаточно сказать,
что Греция, член НАТО, заказала в России и получила осенью 2001 г. два крупных десантных корабля (самые большие в мире) на воздушной подушке иного
проекта, но разработки Санкт_Петербургского ЦМКБ «Алмаз» — пр. 12322
«Зубр». 25 июня 2004 г. в Санкт_Петербурге состоялась торжественная церемония спуска на воду третьего аналогичного корабля для Греции, и СМИ сообщали о возможном четвертом заказе. (Для полноты картины отметим также, что
в составе ВМС Греции есть еще один аналогичный «Зубр», но построенный Феодосийским заводом «Море», ранее изготовленный Украиной)3.
152 ___ _ __• 2005 •№ 3
Министр обороны РФ С. Иванов на встрече со своим греческим коллегой
в Москве в начале 2004 г. отметил, что в мире нет аналогов поставленным в Грецию «Зубрам». «Я беседовал с греческими моряками, они сказали, что удовлетворены этими кораблями. А с учетом тысячи островов, которые Греции надо
охранять, я не знаю, какое другое вооружение могло бы быть предпочтительнее», — сказал он4.
Военные и политические круги Южной Кореи сумели принять решение,
отвечающее их пониманию проблем укрепления национальной безопасности
страны и ее потребностей в новых вооружениях, диверсификации торговых
(и политических) партнеров и т.д. Советская разработка четвертьвековой давности оказалась современной и востребованной и в начале XXI в. По_своему
«щекотливым» является тот факт, что «Мурена» по сути — техника наступательного характера (на что обратили внимание и в КНДР).
Как отмечают специалисты, современная война предполагает большую мобильность. Это предусматривает и практика взаимоотношений в военной области США и РК, где американская сторона обращает особое внимание на перевооружение своего союзника. Тем более, что Штаты готовятся постепенно
передать Южной Корее часть своих военных обязательств, пойдя на поэтапное
сокращение своих войск в этой стране. (Последнее, как сообщали СМИ, отложено до 2008 г.)5.
В плане повышения мобильности и модернизации вооруженных сил РК
следует рассматривать и этот серьезный и дорогостоящий контракт с российской стороной. Причем со стороны России он носит только коммерческий характер (хотя и не без политического подтекста, который в конкретном переплетении известных интересов ряда стран на Корейском полуострове не нуждается
в дополнительном разъяснении). Но выполнение небольшого по деньгам контракта не может повлиять существенным образом на баланс военных сил на полуострове.
Думается, российские (в данном случае дальневосточные) судостроители
с большой охотой и неменьшим энтузиазмом выполнили бы аналогичный северокорейский заказ. Будь на то не только желание КНДР, но и возможности
его оплатить. Последнее сегодня нереально.
Проект активно продвигается Россией на экспорт, представляется на многих международных выставках военной техники и вооружений последний десяток (!) лет, при этом не устаревая и имея хороший модернизационный потенциал6. Основные проектные характеристики «Мурены», опубликованные
в открытой печати и в рекламных проспектах, следующие:
Полное водоизмещение — около 150 т.
Длина — 31, 3 м.
Ширина — 14, 6 м.
Высота гибкого ограждения («юбки») — около 1,5 м.
Мощность газотурбинной двигательной установки — 20 тыс. л.с.
Два воздушных винта, скорость полного хода — 55 узлов.
Дальность плавания на максимальной скорости — 300 миль.
Грузоподъемность (десантная нагрузка) — до 50 т.
Десантовместимость — один основной (средний) танк или две стандартные боевые машины пехоты (БМП), или два легких танка, или три бронетранспортера. Или 130 морских пехотинцев. Автономность с десантом — одни сутки. Экипаж 11 чел. В СССР планировался к использованию в том числе
с новых универсальных десантных кораблей (УДК), которые предполагалось
строить серийно.
Изначально советскими специалистами катер задумывался как десантно_штурмовой, способный не только доставлять десант к цели водным путем,
но и вести скоротечный бой против берега, поддерживая морских пехотинцев.
Отсюда советский (российский и экспортный) вариант вооружения включает
___ _ __• 2005 •№ 3 153
в себя две шестиствольные 30_мм артустановки, АК_306, переносные зенитно_ракетные комплексы («Стрела_3М» или «Игла» разных модификаций), спаренный 12,7_мм крупнокалиберный пулемет «Утес_М», два 30_мм гранатомета
БП_30 «Пламя», т.е. весьма внушительный комплекс оборонительных и ударно_штурмовых вооружений.
При этом отметим, что американская аналогичная разработка — десантный
катер серии LCAC, имеющий близкие к «Мурене» характеристики по грузоподъемности и дальности хода, такими огневыми штурмовыми возможностями не обладает. «Мурена» имеет ряд других преимуществ над американским
проектом, на что указывают специалисты и практики ВМФ.
Конструктивной особенностью катера является то, что для обеспечения
кругового обзора в условиях пересеченной местности, защиты от мин и ломаемых деревьев, надежности приводов управления за счет сокращения их длины
и эффективного использования оружия, пост управления отнесен к движетелям, ближе к корме.
Катер приспособлен к приему и несамоходной техники и грузов. Для этого
помимо аппарели носовая часть палубной надстройки оснащается подъемной
секцией, что обеспечивает крановую погрузку на десантную палубу. Испытания
показали, что в реальных условиях катера преодолевали при выходе на берег
вертикальный обрыв высотой до 1,2 м, канавы и рвы глубиной до полутора метров, берег высотой от 2,5 до 3 м с уклоном 14° при скорости в 10—15 узлов7.
Стоящие на вооружении ВМС РК катера на воздушной подушке типа «Солгаэ», способные транспортировать лишь одну БМП или 65 морских пехотинцев, грузоподъемностью 27 т и вооруженные двумя 12,7 мм крупнокалиберными пулеметами, значительно уступают «Муренам». Преимущества последних
очевидны8.
Предшественник «Мурен» десантный катер пр. 1206 «Кальмар», уступающий ему по целому ряду параметров, строился в СССР с 1972 по 1985 г. на заводах Ленинграда (2 ед.) и Феодосии (18 ед.) и предназначался в том числе для
док_камер больших десантных кораблей пр. 1174 типа «Иван Рогов» (Тихоокеанский флот).
В СССР десантно_штурмовые катера (ДШКА) пр. 12061 «Мурена» строились «под занавес» существования страны лишь на Хабаровском судостроительном заводе имени 60_летия СССР (сегодня — Федеральное государственное
унитарное предприятие) с 1983/85 гг. по 1992 г. включительно, сдавались в «перестройку» по одному заказу в год. Все специалисты отмечали при этом очень
высокое качество исполнения проекта. Тогда успели построить серию лишь из
78 единиц для ВМФ СССР. Д_453, Д_458, Д_259, Д_285, Д_447, Д_323, Д_323,
Д_43; литерно_цифровые обозначения даны в хронологическом порядке согласно вводу ДШКА в строй). После чего, вследствие известного коллапса
в общественно_экономических и политических отношениях, наступивших
в 1991—1992 гг., распада СССР и перехода к новой модели развития России,
строительство было прервано.
Возобновленное практически через полтора десятилетия строительство
«Мурен» (и вновь в Хабаровске) первоначально столкнулось с трудностями.
Первая (и главная) из них была связана с затягиванием сроков закладки головного образца. Хабаровским судостроителям понадобилось значительное время,
чтобы позитивно решить проблему, связанную с оформлением банковского кредита, необходимого для закупки недостающего оборудования, материалов и т.д.9
Вторая «трудность», но успешно и оперативно преодоленная российской
стороной, заключалась в пожелании заказчика адаптировать проект к принятым в РК стандартам оружия и вооружения с тем, чтобы оснастить катера системами нероссийского производства, предусмотренными базовым проектом.
Эта адаптация проекта была проведена в КБ «Алмаз» в Санкт_Петербурге. Соответствующая документация поступила на Хабаровский судостроительный10.
Головной катер южнокорейской серии был заложен на заводе лишь в апреле 2004 г. Таким образом, после подписания контракта и до закладки первого
154 ___ _ __• 2005 •№ 3
катера прошло более полутора лет. В советские годы за это время первый аналогичный заказ уже мог быть выполнен. В церемонии закладки «Мурены_Э»
принял участие прилетевший из Москвы атташе по вопросам обороны при посольстве РК в РФ контр_адмирал Ли Ен Гок.
Событие нашло отражение в публикациях ряда общероссийских и региональных СМИ 11. Не обошлось и без курьезов. Так, респектабельная «Парламентская газета» сообщила о том, что «три десятка штурмовых катеров «Мурена»
будут построены на Хабаровском судостроительном заводе…»12
Согласно сообщениям СМИ строительство идет в рабочем контакте с представителями заказчика. Первенца экспортного проекта планировалось вывести на испытания в июле 2005 г., а вся серия должна быть завершена в течение
трех лет. То есть завод по данному проекту должен набрать строительный ритм,
достигнутый еще «при социализме».
Отметим также, что некогда знаменитое в «оборонке» Дальнего Востока
Владивостокское предприятие «Эра» также задействовано в этом проекте. Производимые там электрораспределительные щиты, как писал в сентябре 2004 г.
еженедельник «Конкурент», «…поставляются, например, на Хабаровский судостроительный завод. Последний сейчас выполняет экспортный контракт по
линии «Рособоронэкспорта» для Республики Корея, а «Эра» выступает субподрядчиком по своему направлению».
Всеми источниками называлась и стоимость заказа для корейской стороны — около 100 млн. дол. Будем считать ее приближенной к реальности, ибо
здесь «коммерческая тайна» мало что значит — техника действительно очень
дорогостоящая и не имеет конкуренции. Достаточно сказать, что эта сумма
сравнима со стоимостью серии примерно из 85—90 современных танков типа
российского Т_90 (до 1,2 млн. дол. за единицу, по свидетельствам СМИ).
Постройка катеров и вхождение их в состав ВМС РК станет заметным шагом в укреплении ее морской военной составляющей, к чему стремятся лидеры
страны, и о чем в последние годы много пишут аналитики13.
1 Судостроение. 2003. № 2. С. 55; № 4. С. 15; Независимое военное обозрение. 2003. № 36.
2 Золотой Рог. 2004. 21 сент.; Российская газета. 2004. 26 окт.; Известия. 2004. 28 окт.; Красная
звезда. 2004. 30 окт.
3 Красная звезда. 2004. 17 апр.; Российская газета. 2004. 12 нояб.; Гудок. 2004. 1 июля; Независимое военное обозрение. 2004. № 24; Судостроение. 2004. № 4. С. 3, 10—11, 14, 15; Морской сборник. 2004. № 11. С. 46.
4 Красная звезда. 2004. 5 нояб.
5 Там же. 8 окт.; Проблемы Дальнего Востока. 2004. № 5. С. 84.
6 Судостроение. 2004. № 1. С. 64; Красная звезда. 2004. 1 окт.; Независимое военное обозрение.
2004. № 38.
7 Судостроение. 1999. № 4. С. 17.
8 Зарубежное военное обозрение. 2004. № 7. С. 66; Судостроение. 2003. № 3. С. 8.
9 Дальневосточный капитал. 2004. № 6. С. 34.
10 Судостроение. 2004. № 4. С. 15.
11 Владивосток. 2004. 29 апр.; Утро России. Владивосток, 2004. 1 мая; Гудок. 2004. 29 апр., 6 мая
и др.
12 Парламентская газета. 2004. 15 мая.
13 См., к примеру: Горшков А. Даминов Ю. Морские амбиции Сеула // Военно_промышленный
курьер. 2004. № 3; Асмолов К. Военные специалисты США об актуальных проблемах Корейского полуострова // Проблемы Дальнего Востока. 2004. № 5. С. 74—92; Володин Д.А. Перестройка американского военного присутствия за рубежом // США. Канада — ЭПК. 2004. № 10.
С. 58; Красная звезда. 2004. 3 нояб. и др._

Больше информации

Статьи о России


 

 


Copyright © 2005-2009 Защита сайта от бана. Учёт кликов из любых источников