Главная страница
Экономика
Статьи
Маркетинг
Менеджмент
Инвестиции

КИТАЙСКИЕ ЗЕРКАЛА ИЗ ПАМЯТНИКОВ РАННИХ КОЧЕВНИКОВ АЛТАЯ

Алексей Алексеевич ТИШКИН,
кандидат исторических наук, Алтайский государственный университет, г. Барнаул
О связях кочевников Алтая с населением Китая в древности и средневековье неоднократно сообщалось в научной литературе. Исследователи по_разному оценивают их. В настоящее время такие свидетельства фрагментарны, хотя
они обозначены уже при изучении памятников раннескифского времени (Кирюшин, Тишкин, 1997). Более конкретные данные зафиксированы в комплексах хорошо известной пазырыкской культуры (VI—II вв. до н.э.). Эти материалы находят отражение в предметном мире. Рассмотрим лишь одну категорию
интересующих нас изделий.
В Горном Алтае при раскопках кургана № 6 памятника Пазырык обнаружена половина зеркала (рис. 1.1) «…из белого металла» (Руденко, 1953, с. 114,
рис. 85). Исследователи склонны датировать такие находки IV в. до н.э. (ЛубоЛесниченко, 1975, с. 9, 37; Марсадолов, 2000, с. 24) и не позднее последней четверти III в. до н.э. (Масумото, 2005, с. 297). Подобный фрагмент металлического зеркала (рис. 1.2) найден в Верхнем Приобье при раскопках памятника
Фирсово_XIV около г. Барнаула (Кирюшин, Шамшин, Нехведавичюс, 1994,
рис. 6.13). Но широкое распространение рассматриваемые изделия получили,
естественно, в самом Китае в период «сражающихся царств» (Масумото,
2005) — Чжаньго (453—221 гг. до н.э.) (Васильев, 1998, с. 212). В этом плане они
являются определенными индикаторами при установлении хронологии захоронений кочевников Западной и Южной Сибири скифской эпохи.
В настоящее время увеличилось количество так называемых китайских зеркал, обнаруженных в памятниках Горного Алтая II в. до н.э. — I в. н.э. (усть_эдиганский этап булан_кобинской культуры (Тишкин, Горбунов, 2005 б). Такие
предметы зафиксированы при исследовании археологических комплексов:
Чендек (Соенов, Эбель, 1992; Киреев, Кудрявцев, Вайнбергер, 1992), Усть_Эдиган (Худяков, 1998) и Яломан_II (Тишкин, Горбунов, 2003; Тишкин, Хаврин,
2004; Тишкин, Горбунов, Дашковский, 2004). Определить китайское происхождение этих изделий помогает спектральный анализ, который демонстрирует
состав металла и некоторые технологические особенности изготовления рассматриваемых предметов (Богданова_Березовская, 1975). В этом отношении
112 ___ _ _ • 2006 •№ 4
изучалась 20:20коллекция зеркал, полученная автором в результате раскопок могильника Яломан_II. Предметный комплекс из этого памятника отражает существенное влияние материальной культуры хунну (Тишкин, Горбунов, 2005а).
Для более объективной оценки и достоверности необходимые сведения о сплаве металла были получены разными методами. Сначала по отобранным пробам
в Лаборатории минералогии и геохимии Томского государственного университета (ТГУ) проводился спектральный полуколичественный анализ (исполнители Е.Д. Агапова и Е.М. Цымбалова). Потом в Лаборатории научно_технической
экспертизы Государственного Эрмитажа (ГЭ) было проведено исследование
самих предметов с использованием прибора рентгено_флюоресцентного анализа (РФА) поверхности ArtTAX (исполнитель С.В. Хаврин). Такие результаты
уже частично опубликованы (Тишкин, Хаврин). Однако стоит последовательно
привести все данные по исследованным металлическим изделиям, полученные
независимо и дополняющие друг друга.
В кургане № 51 памятника Яломан_II найден сильно корродированный
и небольшой фрагмент зеркала, орнамент на котором визуально не фиксируется. На отдельных участках просматривается «белый» цвет металла. Результаты
Рис. 1. Металлические зеркала и фрагменты изделий, найденные на Алтае.
1 — Пазырык, курган № 6 (по: Руденко, 1953); 2 — Фирсово_XIV (по: Кирюшин, Шамшин, Нехведавичюс, 1994); 3 — Яломан_II, курган № 57; 4 — Чендек, курган № 28 (по: Соенов, Эбель,
1992); 5 — Яломан_II, курган № 56; 6 — Яломан_II, курган № 52; 7 — Усть_Эдиган, курган № 30
(по: Худяков, 1998). Прорисовки выполнены А. Кунгуровым.
___ _ _ • 2006 •№ 4 113
спектрального анализа из лаборатории ТГУ выглядят следующим образом:
Cu — >5; Sn — >2; P — 0,1; Mg — 0,07; Ca — 0,04; Pb — 0,03; Fe — 0,03; As —
0,01; Co — 0,003; Bi — 0,003; Zn — 0,003; Ti — 0,002; Si — 0,001; Al — 0,001;
Mn — 0,001; Cr — 0,001; Ag — 0,0005; Ga — 0,0003; Ni — 0,0006; In — 0,0006
(здесь и ниже полученные данные отражены в весовых процентах, т.е. сотая
часть какой_либо массы: 1 вес.%=10 кг/т). В лаборатории ГЭ определены такие показатели: Cu — основа; Sn — <30%; Pb — <0,5%; As — следы; отмечено
присутствие Ag, Bi. Эти два анализа подтверждают медно_оловянистый сплав,
который сопровождают другие компоненты, придающие бело_серебристый
цвет изделию.
В кургане № 52 того же памятника обнаружен фрагмент от зеркала (рис. 1.6),
которое было довольно крупным (диаметром около 10 см). Цвет изделия — «белый», местами просматривается орнамент и другие элементы декора. Спектральный анализ сделан дважды: в лаборатории ТГУ — Cu — >5; Sn — >2; Pb — >>1;
As — 0,7; Bi — 0,06; Zn — 0,03; Fe — 0,01; Sb — 0,007; Ag — 0,005; Ca — 0,005;
Ni — 0,002; Co — 0,002; In — 0,0015; Mn — 0,001; Mg — 0,001; Ti — 0,001; Cr —
0,001; Al — 0,0005; Ge — 0,0007; в лаборатории ГЭ — Cu — основа, Sn — 20—25
(30—35)%; Pb — 10—15 (15—20)%; Ag — <0,6%; As — <0,5%; Ni — <0,5%; Sb —
следы. В скобках указано количество элементов на блестящей поверхности изделия, покрытой «благородной» патиной. В данном случае обозначенные показатели также в основном совпадают и демонстрируют сложный медно_оловянисто_свинцовый сплав, который чаще всего использовали китайские мастера
для изготовления зеркал. Аналогичное изделие описано в монографии Е.И. Лубо_Лесниченко (1975, с. 38, рис. 3) и датировано III в. до н.э.
Спектральный анализ фрагмента изделия из кургана № 56 (рис. 1.5) дал
следующие результаты: в лаборатории ТГУ — Cu — >5; Sn — >>2; Pb — >>1;
Fe — 0,03; Zn — 0,02; As — 0,01; Bi — 0,01; Ca — 0,005; Ga — 0,003; Co — 0,003;
In — 0,001; Ni — 0,001; Mn — 0,001; Mg — 0,0003; Ge — 0,0006; Ti — 0,0007;
Ag — 0,0007; в лаборатории ГЭ — Cu — основа; Sn — 20—22 (25—30)%; Pb —
8—10%; Ni и Co — присутствие. И в этот раз данные совпали при выявлении
основных компонентов медно_оловянисто_свинцового сплава, характерного
для китайских изделий. Таким образом, можно утверждать, что оба метода работают эффективно и демонстрируют возможности адекватной атрибуции
предметов из цветного металла.
Еще один маленький фрагмент китайского зеркала с орнаментом изучен
с помощью только рентгено_флюоресцентного анализа в ГЭ. Он был найден
в кургане № 61 и имеет следующий характерный состав металла: Cu — основа;
Sn — 20 (35)%; Pb — 8—10 (25—30)%; As — 1—2%; Ni — следы; Ag — присутствие (Тишкин, Хаврин, 2004, рис. 1.8, с. 303). Датируется исследованный
объект хуннским временем.
Полученные анализы дополняют специальные исследования И.В. Богдановой_Березовской (1975, с. 140—141), которая также указала, что оловянистая
бронза со свинцом являлась прекрасным сплавом для изготовления орнаментированных зеркал, а соответствующее содержание в них олова, свинца, конкретных примесей и следов индия может быть хорошим индикатором для установления подлинности импортных изделий из Китая.
Однако престижные китайские вещи уже в древности пытались подделывать. Такой случай зафиксирован при изучении находки из кургана № 57 памятника Яломан_II, раскопанного в Горном Алтае. Обнаруженное целое зеркало (рис. 1.3) оказалось отлито не китайскими мастерами, а было искусно
114 ___ _ _ • 2006 •№ 4
подделано местными ремесленниками, которые имели высокий уровень владения навыками изготовления таких сложных изделий. Это выяснилось в результатах спектрального анализа, проведенного в Лаборатории научно_технической
экспертизы ГЭ: Cu — основа; As — 12—15%; Pb — 1—2 (5—6)%; Sb — 1—2%;
Ni — 1—2%; Ag — <0,2%. Полученные данные свидетельствуют о том, что копия китайского зеркала осуществлялась со знанием дела. Серо_серебристый
цвет изделия был получен не путем обогащения меди оловом, а за счет увеличения содержания мышьяка в сочетании с такими компонентами, как свинец,
сурьма, никель и серебро (Тишкин, Хаврин, 2004, с. 305). Рассматриваемое
изделие (рис. 1.3) имеет широкие аналогии, ближайшая из которых находится в Бийском краеведческом музее и была найдена неподалеку от г. Бийска
в 1930_е годы. Дата появления зеркал такого типа ограничена II — концом I в.
до н.э. (Масумото, 1993, с. 251).
О местной копии, сделанной с китайского образца, пишет Ю.С.Худяков
(1998, с. 137—138), основываясь, правда, только на внешних признаках. Эта вещь
(рис. 1.7), найденная на могильнике Усть_Эдиган, предположительно датируется II в. до н.э. На памятнике Чендек также обнаружен фрагмент китайского
зеркала (рис. 1.4). Аналогичное изделие зафиксировано в Барабе в насыпи кургана конца II — начала I в. до н.э. Кроме этого, в Хакасии найден подобный
предмет, но датирован он более поздним временем (XII—XIV вв.) (Соенов,
Эбель, 1992, с. 50—51). По мнению Е.Н. Лубо_Лесниченко (1975, с. 119), изделие из Хакасии является копией ханьского зеркала II в. до н.э. Состав металлического сплава находок из Усть_Эдигана и Чендека пока не определен, поэтому предметно судить о времени и месте их изготовления затруднительно.
О создании копий ханьских китайских зеркал в эпоху средневековья уже неоднократно сообщалось в научной литературе (Лубо_Лесниченко, 1975, с. 11—13;
Масумото, 1993, с. 251). Данная проблема требует дополнительных исследований с привлечением комплекса современных методов. В этой же связи следует
сказать еще об одной находке — половины металлического зеркала, зафиксированной на памятнике, который обозначен как Чендек_VI (Киреев, Кудрявцев, Вайнбергер, 1992, с. 60—61, рис. 1.4). Изделие из «белого металла» кроме
бортика и незатейливого орнамента имеет иероглифическую надпись. Аналогии ему обнаруживаются среди китайских оригиналов II—I вв. до н.э., а также
в более поздних копиях (Лубо_Лесниченко, 1975, с. 118, рис. 107).
Изучение найденных зеркал на памятниках Яломан_II, Усть_Эдиган и Чендек позволяет уверенно датировать ранний (усть_эдиганский) этап булан_кобинской культуры Горного Алтая II в. до н.э. — I в. н.э. (Тишкин, Горбунов,
2005 б). Это подтверждает небольшая серия радиоуглеродных дат (Тишкин,
2004, с. 297). Указанный период отражает время существования в Центральной
Азии империи Хунну, которая, находясь в непосредственном контакте с Китаем,
оказала существенное влияние на население Южной Сибири (Крадин, 2001).
При изучении последующих этапов булан_кобинской культуры необходимо обратить внимание на всестороннее изучение металлических зеркал. Пока
их обнаружено немного. В небольшом количестве интересующие нас изделия
найдены и в памятниках тюркской культуры Алтая (2_я половина V—XI в. н.э.).
Единичные экземпляры зафиксированы в захоронениях монгольского времени (XII—XIV вв.) или представляют случайные находки (Руденко, Глухов, 1927,
с. 42, рис. 8; Гаврилова, 1965, с. 48, табл. XXVI.4; Масумото, 1993; Молодин,
Соловьев, 1994 и др.). И эту группу источников еще предстоит изучить на междисциплинарном уровне.
___ _ _ • 2006 •№ 4 115
В заключение следует отметить, что многие исследователи в своих работах,
ориентируясь на «белый» цвет металла, пишут о «серебряных» зеркалах. Вышеприведенные и другие данные свидетельствуют об ошибочности такой характеристики, поэтому использование подобных необоснованных определений желательно избегать.
ЛИТЕРАТУРА
Богданова_Березовская И.В. К вопросу о химическом составе зеркал Минусинской котловины //
Лубо_Лесниченко Е.И. Привозные зеркала Минусинской котловины: к вопросу о внешних
связях древнего населения Южной Сибири. М.: Наука, 1975. С. 131—149.
Васильев К.В. Истоки китайской цивилизации. М.: Вост. лит., 1998.
Киреев С.М., Кудрявцев П.И., Вайнбергер Е.В. Археологические исследования в Уймонской долине // Проблемы сохранения, использования и изучения памятников археологии. ГорноАлтайск, 1992. С. 59—61.
Кирюшин Ю.Ф., Тишкин А.А. Скифская эпоха Горного Алтая. Ч. I: Культура населения в раннескифское время. Барнаул: Изд_во Алтай. ун_та, 1997.
Кирюшин Ю.Ф., Шамшин А.Б., Нехведавичюс Г.Л. Музей археологии Алтая как учебно_научное
и культурно_просветительное подразделение Алтайского государственного университета //
Культурное наследие Сибири. Барнаул: Изд_во Алтай. ун_та, 1994. С. 99—114.
Крадин Н.Н. Империя Хунну. Изд. 2_е, перераб. и доп. М.: Логос, 2001.
Лубо_Лесниченко Е.И. Привозные зеркала Минусинской котловины: к вопросу о внешних связях древнего населения Южной Сибири. М.: Наука, 1975. 155 с., рис.
Марсадолов Л.С. Археологические памятники IX—III веков до н.э. горных районов Алтая как
культурно_исторический источник (феномен пазырыкской культуры): автореф. дис. … д_ра
культурологии. СПб., 2000.
Масумото Т. О бронзовых зеркалах, случайно обнаруженных на Алтае // Охрана и изучение культурного наследия Алтая. Барнаул: Изд_во Алтай. ун_та, 1993. Ч. 2. С. 248—251.
Масумото Т. Китайские зеркала (семиотический аспект) // Структурно_семиотические исследования в археологии. Донецк: ДонНУ, 2005. Т. 2. С. 295—304.
Молодин В.И., Соловьев А.И. Позднее средневековье // Древние культуры Бертекской долины
(Горный Алтай, плоскогорье Укок). Новосибирск: Наука, 1994. С. 152—156.
Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.; Л.: Изд_во АН СССР, 1953.
Соенов В.И., Эбель А.В. Курганы гунно_сарматской эпохи на Верхней Катуни. Горно_Алтайск:
Изд_во ГАГПИ, 1992.
Тишкин А.А., Горбунов В.В. Исследование погребально_поминальных памятников кочевников в
Центральном Алтае // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Изд_во Ин_та археологии и этнографии СО РАН, 2003. Т. 9, ч. I.
С. 488—493.
Тишкин А.А., Горбунов В.В. Предметный комплекс из памятника Яломан_II на Алтае как отражение влияния материальной культуры хунну // Социогенез в Северной Азии. Иркутск: Изд_во
ИрГТУ, 2005 а. Ч. I. С. 327—333.
Тишкин А.А., Горбунов В.В. Комплекс археологических памятников в долине р. Бийке (Горный
Алтай). Барнаул: Изд_во Алтай. ун_та, 2005 б. 200 с.
Тишкин А.А., Горбунов В.В., Дашковский П.К. Исследование археологических микрорайонов на
Алтае // Археологические открытия 2003 года. М.: Наука, 2004. С. 476—481.
Тишкин А.А., Хаврин С.В. Предварительные результаты спектрального анализа изделий из памятника гунно_сарматского времени Яломан_II (Горный Алтай) // Комплексные исследования
древних и традиционных обществ Евразии. Барнаул: Изд_во Алтай. ун_та, 2004. С. 300—306.
Худяков Ю.С. Зеркала из могильника Усть_Эдиган // Древности Алтая: Изв. лаб. археологии. Горно_Алтайск: Изд_во ГАГУ, 1998. № 3. С. 135—143._

Больше информации

Статьи о России


 

 


Copyright © 2005-2009 Защита сайта от бана. Учёт кликов из любых источников