Главная страница
Экономика
Статьи
Маркетинг
Менеджмент
Инвестиции

РЕКОНСТРУКЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БАЗЫ Г. ХАРБИНА И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СВА

Чжан СЮЦЗЕ
лунцзян, г. Харбин, КНР
I
Во время первой пятилетки (1953—1957 гг.) из 156 объектов, построенных
мышленности страны и дало преимущественное положение в регионе. Однако
преимущества в развитии экономики Харбина стали постепенно сходить на нет.
Осуществление политики реформ и открытости в нашей стране началось от
___ _ __• 2005 •№ 4 97
ство регионов Северо_Востока Китая не вошло в число главных районов открытости, не получило благоприятных возможностей для привлечения иностранного капитала. Со вступлением в рынок на Северо_Востоке образовался застой
в уровне развития, что было связано с негативным влиянием ряда следующих
факторов: противоречия в структуре производства, чрезмерно высокий удельный вес государственной собственности, сохранение во многих сферах систем
и структур традиционной плановой экономики. Все эти проблемы в разной степени влияют на привлечение иностранного капитала на Северо_Восток КНР.
В 2002 г. по валовому продукту на душу населения среди городов 15 провинций второго ранга Харбин был на 11_м месте, по среднему доходу городского
населения занимал 14_е место, по росту промышленного производства — 13_е,
по общей сумме внешнеторгового оборота — 14_е место. По стоимости произведенной промышленной продукции в 2001 г. Харбин находился на 4_м месте
и отставал от занимающего 1_е место Даляня на 57,6 млрд. юаней, от Чанчуня —
на 42,6 млрд. юаней. В 2002 г. от Даляня Харбин отставал уже на 63,8 млрд. юаней,
от Чанчуня — на 59,5 млрд. юаней.
Необходимо изменить такое положение. Основным решением проблемы
является выход экономики вовне, за пределы города, страны, надо формировать экономику, ориентированную на международный рынок, международное
разделение труда. Это позволит ей утвердиться на зарубежной арене, принять
участие в конкуренции, даст возможность избавляться от негодного и вбирать
новое, повышать конкурентоспособность продукции. Между тем в настоящее
время структура промышленности Харбина сравнительно устаревшая, технологическое оборудование довольно отсталое. Производство на основе высоких
технологий и традиционное производство по стоимости соотносятся как 24:76.
Требуется провести реконструкцию старой промышленной базы, усилить
сотрудничество со странами СВА, использовать передовую технику, в целом
поднять технический уровень промышленности города.
II
Существующие сегодня в мире тенденции экономической глобализации
и региональной интеграции дают возможность Харбину эффективно участвовать в сотрудничестве со странами СВА. Основная стратегия состоит в том,
чтобы поддерживать технико_экономическое сотрудничество с Россией и уделять большее внимание взаимодействию с другими странами. В последние годы
удалось достичь определенных успехов в торгово_экономических связях с государствами СВА. Южная Корея, Япония, Россия уже стали важными импортными и экспортными рынками для Харбина, их доля в экспорте составляет 41%,
импорте — 37% (см. табл. 1). В настоящее время ожидается дальнейшее расширение контактов города с государствами СВА.
Таблица 1
Торгово_экономическое сотрудничество Харбина и государств СВА в 2001 г. (в млрд. дол. США)
__%__8!__9__ __
____#____
!__:____
____#____
!__!_______#____
80>_ __ __ _\)_+9_ __ _ ___ _ _A_%_+9_ _ _ __ 2_]'__8__9_ _ __ ___ ___!!+9_ __ _ __ __
_!_%_ _%_!_(_!__ ___ _ _ __98 ___ _ __• 2005 •№ 4
Из таблицы видно, что общая сумма торговли Харбина со странами СВА
меньше, чем у Чанчуня и Даляня; товарооборот с Японией намного меньше,
чем у Даляня; но у Харбина доля торговли с Россией больше, чем у Чанчуня
и Даляня.
Харбин к 2002 г. использовал южнокорейские капиталовложения на
168 предприятиях, 19,56% от общего числа предприятий с участием иностранного капитала. Фактический объем прямых инвестиций составил
23,74 млн. дол., или 11,58% всех иностранных капиталовложений. 93 харбинских предприятия использовали японские инвестиции, или 10,83% от общего
числа предприятий с участием иностранного капитала, фактические прямые
инвестиции составили 19,45 млн. дол., 9,49% от общего объема иностранных капиталовложений. В 2002 г. Харбин подписал 25 новых соглашений с Южной
Кореей, 11 — с Японией, фактические прямые капиталовложения этих стран
составили 25,83 млн. дол. и 1,86 млн. дол. соответственно. В 2002 г. в Чанчуне
были созданы 21 южнокорейское и 10 японских новых предприятий, что
в основном соответствовало уровню Харбина. Но в Чанчуне капиталовложения Южной Кореи составили 32,56 млн. дол., Японии — 8,71 млн. дол., превысив капиталовложения в Харбине на 6,73 млн. дол. и 6,85 млн. дол. соответственно, что свидетельствует о более крупных размерах создаваемых там
предприятий. Харбину необходимо срочно усилить свою инвестиционную
привлекательность.
III
Можно сказать, что Харбину при осуществлении упорядочения и реконструкции его промышленной базы следует стать еще более открытым и активнее
использовать рыночные методы. Государство разработало политику особых преференций для поддержки упорядочивания и реконструкции старой промышленной базы.
Сегодня Харбин — крупный пункт упорядочения и реорганизации старой
промышленной базы. Среди первой группы объектов высокотехнологичных
производств, намеченных Государственным комитетом КНР по развитию и реформам к созданию на Северо_Востоке страны, 8 харбинских — 80% от приходящихся на всю провинцию, с общей суммой инвестиций — 770 млн. юаней.
Среди них — 7 образцовых объектов, по этому показателю Харбин находится
на первом месте среди крупнейших городов региона, в число которых входят
три провинциальных центра и г. Далянь. Этими объектами являются: производство Северо_Восточной компанией сложных свинцовых сплавов для автомобильной промышленности, налаживание Харбинской биоинженерной компанией «Мэй Хуа» выпуска промежуточных ферментов лактозы, разведение
компанией «Цзышань» пихты, используемой при производстве лекарств для тяжелобольных. А также изготовление компанией «Чжунхуй» экономичных, экологически чистых электрических систем теплоснабжения, выпуск новых типов
электрических и электронных деталей на заводе электровакуумного оборудования, электронной электроаппаратуры компании «Тунсинь», системы автоматического контроля горения для паровых котлов компании «Чжунъюань» Харбинского политехнического института. Кроме того, создаются специальные
объекты по сбору информации для общественных целей о технически передовых производственных предприятиях и производствах высокого уровня, по налаживанию производства высокотехнологичной неэнергоемкой техники для
нужд населения, по внедрению в производство информационных сетей.
___ _ __• 2005 •№ 4 99
Среди 200 объектов, создаваемых в провинции Хэйлунцзян, харбинских —
43 с общей суммой инвестиций 53 млрд. 60 млн. юаней. В 2004 г. плановые инвестиции составили 8 млрд. 250 млн. юаней, 6 объектов вступили в строй действующих, ускоренными темпами сооружаются еще 8, ведется подготовка
к началу строительства 19 объектов, 10 — находятся в стадии планирования.
По видам деятельности они подразделяются следующим образом: 12 объектов — выпуск оборудования, 3 — переработка сельскохозяйственной продукции, 4 — высокотехнологичные научно_технические разработки, 1 — строительство рынка, 9 — базовые городские сооружения, 2 — производство лекарств, 1 — искусственное орошение сельскохозяйственных и лесных угодий,
1 — коммуникации, 3 — источники энергии, 2 — металлические строительные
материалы, 3 — обработка минерального сырья, 2 — производство текстиля.
Для того чтобы гарантировать успешное осуществление этих 43 проектов, городской комитет планирования Харбина, руководящая группа по их реализации
городского комитета народных представителей потребовали от всех местных и
отраслевых ведомств углубить реформирование системы и структуры инвестирования, провести диверсификацию инвестиций в крупные объекты.
В городе также улучшается инвестиционная инфраструктура. Харбин в соответствии с государственным «Руководящим перечнем о капиталовложениях
зарубежных предпринимателей в производство» стимулирует широкие капиталовложения иностранного бизнеса и уже наметил основные области инвестиций: реорганизация крупных и средних государственных предприятий; комплексное освоение природных ресурсов, особенно сельскохозяйственных; мероприятия по строительству городской базы; производство, основанное на
новых высоких технологиях; использование иностранного капитала в новых
областях деятельности. Уделяется внимание развитию машиностроения, производству продуктов питания, лекарств и других крупных производств и предприятий, укрепляется сотрудничество с 500 мощными и известными в мире
однопрофильными предприятиями и научно_исследовательскими организациями. Идет активный поиск стратегических партнеров, стратегических инвесторов, устанавливаются связи с мировыми производителями, предпринимаются шаги в направлении международного разделения труда и конкуренции. Осуществляется всесторонняя открытость в строительстве и управлении
объектами городского хозяйства, в финансах, страховании, внешней и розничной торговле, посреднических услугах и других областях.
Харбин занимается осуществлением 7 планов научно_технического развития, построил 5 больших сервисных площадок, создает благоприятную среду
для привлечения техники. В эти планы входят такие мероприятия: планирование основных научно_технических проектов, формирование научно_технических фондов для обновления техники малых и средних предприятий, создание
новой системы технического обслуживания Харбина, научно_техническое сотрудничество с Россией, программа «маленький гений», а также планы информатизации производств, воспитания научно_технических кадров.
Все это создаст благоприятную среду для развития экономики города, реконструкции имеющейся промышленной базы для вхождения Харбина в число наиболее важных хозяйственных центров Китая.
Перевод с китайского Ольги Николаевны Рябченко

Больше информации

Статьи о России


 

 


Copyright © 2005-2009 Защита сайта от бана. Учёт кликов из любых источников