Главная страница
Экономика
Статьи
Маркетинг
Менеджмент
Инвестиции

КИТАЙ И ЗАПАД: СПЕЦИФИКА И ЕДИНСТВО ТИПОВ КУЛЬТУР

Чжэн ЧЖИЛЯНЬ, преподаватель
факультета иностранных языков Хэйлунцзянского научно-технического
университета, г. Харбин, КНР, аспиранта ДВГУ
РАЗНИЦА КУЛЬТУР КИТАЯ И ЗАПАДА В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ
Как известно, культура каждой расы, нации имеет свои характерные
черты, она рождается и развивается вместе с историей расы, нации, выражая их основные особенности. Если говорить о китайской культуре,
в общем она основывается на идеях конфуцианства, уважает соответствующие этику и мораль, обычаи, традиции. Несколько тысяч лет китайская культура развивается, вбирая в себя ценное из культур других стран,
в результате многое изменилось в ее образе и содержании, но основной
дух не изменился ничуть, он глубоко укоренился в душах китайцев, влияет
на их мысли и поступки.
Франция и Германия приняли многое из культур Древней Греции,
Древнего Рима и христианского средневековья. Культура Франции живая, выразительная, легко воспринимает новое и отбрасывает старое,
благодаря этому, на мой взгляд, произошла, например, Французская революция в 1789 г. и родилась Парижская коммуна. Национальными чертами культуры Германии можно считать интерес к теоретической мысли, созданию логических систем. Например, системы Канта, Гегеля,
Маркса, Ницше явно выразили основные черты немецкой культуры.
Российская культура развивается под влиянием культур Запада и Востока, но она сохранила свою самостоятельность, свою основу. Она не воссоединяется с Востоком, и в то же время не во всем следуют за Западом,
а принимает элементы культуры и от Востока, и от Запада. Многие элементы западной и восточной культур стали частями культуры России.
ИНТУИТИВНОСТЬ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Традиционная китайская культура имеет синтетический характер как
естественный результат национального образа мышления.
Как известно, образ мышления разделяется на два вида: логический
в Европе и интуитивный в Китае. Логический образ мышления — это постепенный процесс познания, разумный образ мышления. Интуитивное
мышление — это познание вещей в целом. Это моментный процесс, целостное познание мира1.
В китайском буддизме есть словосочетание «миг понятия», это значит
«понять всё в мгновение». «Миг понятия» — интуитивное восприятие вещи,
86 ___ _ __• 2005 •№ 1
когда в один миг происходит процесс познания. «Миг понятия» принадлежит к творческой мысли, то есть не надо проводить анализ, опыты, не
нужно логическое предположение, а можно, используя нелогические
методы интуиции, мгновенно добыть аксиомы.
ЦЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
Китайская культура родилась на берегу р. Хуанхэ. В далёкое время
в районе Хуанхэ был тёплый, влажный климат, часто шли дожди. Река
Хуанхэ протекает по обширному лёссовому плато, которое в древности
было сплошь покрыто девственными лесами. Здесь, на плодородных землях родилась и развивалась китайская культура. Климат в том регионе
и земли оказались благоприятными для сельского хозяйства, поэтому жившие в районе Хуанхэ древние китайцы становились сельской нацией.
Под действием сельского труда и оседлой жизни у китайцев создалось
такое понимание действительности, что в обществе каждый человек должен жить вместе с другими, одиночество не ценится. Постепенно люди,
имевшие кровную связь, образовывали одну большую семью. Чтобы другие враждебные люди не покоряли их, они сплачиваются крепко, делают всё для своей семьи, строят высокие стены вокруг собственного жилья, трудятся только для себя, не опираясь на остальное общество. Такое
установившееся на долгое время отношение к жизни оказало глубокое
влияние на культуру. Благодаря обеспечению самих себя всем необходимым семья в Китае и сегодня находится в обособленном положении,
не поддерживает связи с другими, и в результате образовалась закрытая
форма культуры, которая способствовала развитию интуиции.
Интуитивное мышление, занимая главное место в китайской традиционой культуре, задержало развитие науки. Последняя, как известно,
требует точности, а интуитивное мышление — это нечто неопределенное. В течение многих веков китайцы либо не задумывались, либо не
в силах были думать про объективный мир. Оказавшись в таком положении, они воспринимали этот мир как что-то загадочное, незнакомое,
и поэтому сильнее сплачивались в коллектив, чтобы избежать опасностей грозного мира. Принципом поведения китайцев постепенно стало
подчинение коллективу, стремление цениться в коллективе, пренебрегая личным. Китайская культура на первое место ставит долг и ответственность человека, мало интересуясь его индивидуальными правами.
Постоянно подчеркивается, что государственная и коллективная польза
выше, чем польза индивидуальная.
ГАРМОНИЧНОСТЬ И СТАБИЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
Большой плюс китайской культуры — конфуцианство. Главное в теории Конфуция «соединение неба и человека», то есть гармония природы и человека. Конфуцианство в традиционном понимании — это постоянное стремление к спокойствию, миру, к природе, уюту. Такая
культурная модель привела бытовую жизнь к неподвижности и косности. Традиционный китайский образ жизни требует, чтобы люди жили на
одном месте долгое время, чтобы отношения между человеком, его семьёй
и окружающей средой были относительно стабильными и неизменными
___ _ __• 2005 •№ 1 87
из поколения в поколение. Иметь душевное равновесие, стабильность во
всем — мечта китайца. Эта идея задержала развитие экономики Китая,
затормозила прогресс общества.
Китайцы привыкли принимать знакомые вещи, отказываться от незнакомых, в конце концов подобное поведение привело нацию к такой
психологии, что следует спокойно жить даже будучи в плохом положении, не стремиться к прогрессу и бояться трудностей2. В результате, когда
происходили несчастья или стихийные бедствия, китайцы становились
растерянными и суетливыми, привычка к интуитивному мышлению вызывала капитуляцию. Многие примеры свидетельствуют об этом. Так,
когда в раннем средневековье пограничные зоны Китая попали в окружение гуннов, то чтобы сохранить свою территорию, китайские императоры нередко выдавали своих дочерей замуж за гуннов и таким образом обретали мир.
КОЛЛЕКТИВИЗМ И КОНФОРМИЗМ
Модель воспитания, цель образования в Китае состоит в том, чтобы
дети остались в конце концов при матери, в коллективе. В процессе воспитания постоянно подчеркивается важность фактора кровного родства,
кровных связей. Задача состоит в том, чтобы дети не освобождались от
коллектива, личная самостоятельность выражается только внутри коллектива. Такое явление можно назвать «окружающей психологией», т.е. в общении с людьми китайцы, как правило, ищут хотя бы маленький, но
закрытый коллектив.
В сфере человеческих качеств китайская традиция выделяет доброту.
В конфуцианстве считается, что жалость, доброта — чувства человеческие,
естественные, внутренние. Они не зависят от внешнего давления, они
у человека в сердце. Эта концепция господствует в традиционной китайской
культуре и, глубоко повлияв на древние политику и законы, создала теоретическую основу древнего китайского общества в области морали.
Человеку необходима доброта, но она рождается в процессе воспитания в обществе, лишь после того, как человек понял, познал природу
и получил образование, он может стать по-настоящему добрым.
ВНУТРЕННЯЯ ОБЩНОСТЬ КУЛЬТУР КИТАЯ И ЗАПАДА
Что же касается общности различных культур, то, по мнению
М.И. Льюиса, найти ее нелегко. Однако возможно. Как утверждал Гегель, можно и в различии отыскать общность. А Льюис в книге «Личная культура и массовая культура» отмечал: «Человечество отражается
в культуре, узнаёт себя из неё, только это старое зеркало показывает
и собственный облик человека»3.
В развитии западной культуры всякие подвижки начались с религии.
Вначале человеку угрожали грозная природа и агрессивные сородичи-соседи. Это заставило его искать психологическую помощь в лице бога или
богов. Постепенно стремление к богу у людей уменьшается, в ходе накопления опыта они начинают становиться более разумными, их духовная энергия превращается в культурное богатство, общество идёт к прогрессу.
88 ___ _ __• 2005 •№ 1
В Древней Греции в VII—VI вв. до н.э. было сильно стремление людей к религии, и она процветала. В V—IV вв. до нашей эры религия там
становится индифферентной, на первый план выходят разум, наука, философия. В средние века происходит новый виток обращения человечества к религии, широко развивается христианство, оно способствовало
прогрессу западной культуры, разум добился больших успехов в науке,
философии. В XX в. такая тенденция продолжилась.
Хотя китайская культура во многом отличается от западной, но внутреннее её развитие тоже начиналось с религии, потом был переход к разуму и опытам. В период от династии Ся, Шан, Чжоу до династии Цинь
Хань происходила первая подвижка. Династия Шан считается династией религии4, в течение нее люди верили в бога, потом их вера ослабела,
понизилось уважение к богу. После династии Чжаньго восточный духовный мир продолжает приближаться к реальности, причём больше к технике и опытам. Но во времена династии Вэй Цзинь народ в Китае снова
обращается к религии, как Европа в средние века. В династии Тан религиозные поклонения достигли наибольшего распространения, затем вера
стала увядать, и началось развитие разума, науки и философии.
Таким образом, можно сказать, что развитие человечества, его культуры шло примерно одинаково и на Западе, и в Китае.
В современную эпоху наблюдается сближение культур, они приобретают сходные свойства. И на Западе, и в Китае отношения между наукой и промышленностью, производством становятся всё более тесными,
темпы научного развития ускоряются, расширяется общение между территориями и нациями, формируется общая точка зрения на экологию.
КУЛЬТУРА НА УРОВНЕ ИНСТИНКТОВ
Культура, связанная с инстинктами, является одной из важных ее
частей. В древнем Китае концепция страсти, секса принадлежала к сфере натурализма и проявлялась в культуре даосизма. Даосизм полагает, что
в начале в мире была пустота, потом возникли свет, небо и земля, а между
небом и землей — мужской и женский роды, мужчина и женщина, они
вместе образовали мировую гармонию, что и утверждается даосизмом.
В древности в Китае концепция мужского и женского рода считалась самым главным понятием культуры.
У европейцев сексуальная культура проявилась концепцией чистоты
в начале развития человеческой культуры и по сравнению с восточной
культурой имела больше натурализма. Это продолжалось до средних веков, затем, видимо, из-за религиозных догм сексуальная культура на Западе оказалась на грани запрета и ушла из сферы натурализма.
Кровное родство — это расширение сексуальных отношений, которое проявляется через инстинкты страсти и рождения. В результате в первобытном обществе появились большие коллективы кровных родственников. Вследствие расширения кровного родства возник родовой строй,
что превратило человеческий коллектив из неорганизованного в организованный. В феодальном обществе семейное кровное родство ставило
большинство людей в закрытое общественное положение, часто на всю
жизнь. Это складывалось из-за зависимости человека от земли и от се___ _ __• 2005 •№ 1 89
мьи, он не имел возможности проявить себя индивидуально. В Китае даже
отношения между императором и чиновниками считались отношениями отца и сыновей5. Такая общественная конструкция задержала прогресс культуры на Востоке.
В интимных отношениях китайцы обычно стоят в середине между запрещением и освобождением секса, стремятся к равновесию. Они признают рациональность инстинкта, в то же время отрицают свободный
секс, считают, что удовлетворение в сексе не безгранично, что нужно
держаться в определенных рамках. Такая модель секса почти не изменялась в Китае в течение нескольких тысяч лет, на исторических этапах
ничто не менялось. Как известно, индийский буддизм в своем начале
ратовал за строгие запреты в сексе. Когда буддизм распространился в Китае, оказалось, аскетизм в сексе не принимается китайцами. Китайский
буддизм очень жизненный и реальный, а в сексе китайцы нашли подходящее для себя место — «золотую середину».
ОБЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ
После того как нации Востока и Запада вступили в эру культуры,
оказалось, что в восточном и западном культурных обществах есть много
общего в области концепции культуры. Так, например, режим отцовского права — явление, присуще культуре и Востока, и Запада. В античной Греции жена, кроме долга рождения детей, это просто служанка. Она не имела права участвовать в делах общества. В античных
Афинах девушки занимались только прядением и шитьём, самое большее — им можно было выучиться чтению и письму. В XVII в. на Западе положение у женщины почти не изменилось, она по-прежнему была
бесправной. В Китае конфуцианство утверждало: «Мужчина владеет
миром, а женщина — домашним делом». Афоризм «Ничего не понимающая женщина — самая замечательная» был очень модным в традиционной культуре средневекового Китая6.
В области морали культуре Востока и Запада также присуще много
общего. На Западе и в античные времена, и в средние века мужчины были
свободны в интимных отношениях сразу с несколькими женщинами.
Аналогичная картина наблюдалась и в Китае. Женщины же и на Западе,
и на Востоке жестоко преследовались в случае нарушения супружеской
верности. В Китае женщинам бинтовали ноги, делали их инвалидами,
чтобы они не могли далеко ходить, а сидели дома и не могли общаться
с чужими мужчинами.
В области брака культура и Востока, и Запада запрещала брак по
любви. На Западе, как правило, родители устраивали брак своих детей.
И в Китае дети в вопросе брака должны были безоговорочно слушаться
родителей. Об этом, в частности, говорилось и в литературных произведениях. В известной книге «Бабочка» главные герои произведения любили друг друга, но общество, родители не одобряли и не разрешали их
любовь. В конце концов он и она покончили жизнь самоубийством. И лишь
после смерти их души соединились, превратившись в бабочек.
Говоря об общности концепции в отношениях мужчины и женщины, Энгельс в книге «Происхождение семьи, частной собственности
90 ___ _ __• 2005 •№ 1
и государства» писал: «Беспорядочное совокупление соответствует первобытной эре, супруги соответствуют дикой эре, супруги со свободным
сексом соответствуют культурной эре».7
СХОДСТВО ОЩУЩЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
В настоящее время наблюдается сближение культур Востока и Запада,
возникла общность ощущения культуры, а отсюда и общие нормы.
Развитие культуры и в Китае, и на Западе понуждает различные естественные проявления в поведении человека делать тайными. Каждый
индивид сегодня вынужден скрывать и регулировать чувства, которые
прежде были открытыми. Например, всем известно, что физиологическая страсть — естественное явление в человеке, она — часть его жизни.
Однако в культурном обществе почти все люди и Востока, и Запада считают неприличным проявлять эти чувства публично.
Психологическая конструкция у человека изменилась, законы, установленные обществом, заставляют человека сдерживать самого себя.
Сдерживание чувств стало привычкой у современного человека, даже
тогда, когда он пребывает в одиночестве. Он, по теории Фрейда, «превосходит самого себя», и норма поведения, определяемая культурой, становится частью образа человека и на Западе, и в Китае.
ОБЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
Будущая культура принадлежит всему миру, она, видимо, будет общей у всего человечества. Люди независимо от цвета кожи, национальности и расы обретут одинаковые нормы поведения и одинаковое восприятие общечеловеческих ценностей.
В то же время будет непрерывно происходить эволюция культуры,
и эта особенность является даром человечества. Человек всегда старается превзойти то, что было прежде. Например, он шел от отсутствия речи
к рождению языка, от появления письменности — к созданию литературы, искусства, религии, философии, науки и т.д. Потом он развивал
(и развивает!) каждую из этих областей своей деятельности. Человек никогда не удовлетворяет себя, не довольствуется уже имеющимся, а постоянно стремится к новому, к новым достижениям. И эта тенденция
культурного развития действует и на Востоке, на Западе.
1 Лян Хуншэн. Изменение общественной культуры // Вестн. университета «Пекин». 2002.
№3. С. 22. Кит. яз.
2 Бай Чжигуа. Семейная этика в Китае // Научные контакты. 2002. № 5. С. 32. Кит. яз.
3 М.А. Льюис. Личная культура и массовая культура. Лондон. 1999. С. 201. Англ. яз.
4 Лю Далинь. Религия и образование XX в. в Китае. Вестник университета «Фудан». 2004.
№1. С. 31. Кит. яз.
5 Хуан Ли. Черное фото. Пекин. 1999. С. 77. Кит. яз.
6 Дэн Сяоман. Антропология в практике. Пекин. 2000. С. 76. Кит. яз.
7 Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Москва, 1982. С. 73._

Больше информации

Статьи о России


 

 


Copyright © 2005-2009 Защита сайта от бана. Учёт кликов из любых источников