Главная страница
Экономика
Статьи
Маркетинг
Менеджмент
Инвестиции

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЭТНОГРАФИЯ: ЛИДИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ В РЕГИОНЕ

Юлия Викторовна
АРГУДЯЕВА, доктор
исторических наук,
профессор
Первыми исследователями истории и культуры коренных народов Дальнего Востока России с полным правом можно назвать
русских землепроходцев и мореходов XVII—XVIII вв., членов
академических экспедиций Петра I, ученых Москвы и Санкт_Петербурга, сотрудников Императорского Русского географического общества, Московского общества естествоиспытателей, Кунсткамеры и др.1
Дальневосточная этнографическая школа берет свое начало
в XIX в. с открытием исследовательской деятельности членов Общества изучения Амурского края С.Н. Браиловского, И.П. Надарова, В.П. Маргаритова, Б.О. Пилсудского, В.К. Арсеньева, других ученых, краеведов и востоковедов Восточного института.
Академическая традиция дальневосточной этнографии начинается с 1954 г. с учреждением в Дальневосточном филиале АН СССР
отдела истории, археологии и этнографии сначала под руководством
Томашевского, а с 1958 г. — А.И. Крушанова. Вместе с дальневосточными этнографами Ю.В. Аргудяевой, Н.В. Кочешковым, Б.М. Росугбу, Н.К. Старковой и др. начинается изучение особенностей
Сергей Васильевич
БЕРЕЗНИЦКИЙ,
доктор исторических
наук
Анатолий Федорович
СТАРЦЕВ, доктор
исторических наук
74 ___ _ _ • 2006 •№ 2
культуры, языка, фольклора нанайцев, ульчей, удэгейцев, орочей, тазов. За исследования берутся дальневосточные языковеды
Л.И. Сем, Н.Б. Киле, Г.А. Отаина2. Большую роль в становлении
науки сыграл выпускник Ленинградского государственного университета Ю.А. Сем. В 1962 г. под его руководством этнографы,
востоковеды и филологи объединились в сектор этнографии
и филологии, образовав плодотворный творческий коллектив, по
государственной программе исследовавший социально_экономическую, политическую и культурную историю народов Дальнего
Востока: нивхов, эвенов, ительменов, тазов, орочей, ульта, восточных славян, эстонцев, молдаван и др. Объектом внимания ученых становится также история и культура корейцев, китайцев,
маньчжуров, монголов, бурят, калмыков, других народов смежных зон Азии. В 1970—1971 гг. востоковеды и филологи выделились из состава сектора этнографии в самостоятельные научные
подразделения.
Благодаря организаторской деятельности А.И. Крушанова
в июле 1971 г. создается Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО АН СССР, что послужило
началом планомерного изучения этнической истории и культуры
дальневосточных этносов местными учеными, профессионального роста научных сотрудников, которые интенсивно защищали
кандидатские диссертации.
В 1970_е годы в исследовательской деятельности дальневосточных этнографов и филологов начинают превалировать идеологические установки, свертываются лингвистические исследования,
закрываются научные направления по комплексному изучению
этнографии восточных славян, искусства тюрко_монголов. В результате этих мероприятий значительная часть филологических
и этнографических материалов осталась неопубликованной. Впоследствии с уходом Л.И. Сем, М.М. Хасановой и A.M. Певнова,
смертью Г.А. Отаиной и Н.Б. Киле филологическое направление
из_за отсутствия специалистов закрывается окончательно.
Таким образом, становление и общественное признание дальневосточной академической этнографической науки произошло
в 1970—80_е годы, чему во многом способствовал выход в свет
монографий Ю.А. и Л.И. Семов, С.Ф. Карабановой, Н.Б. Киле,
Н.В. Кочешкова, Г.А. Отаиной, Б.М. Росугбу, Н.К. Старковой,
Н.А. Соломоновой, Ю.В. Аргудяевой, Б.М. Малицкой, П.Я. Гонтмахера.
___ _ _ • 2006 •№ 2 75
В 1970—1980_е годы в соответствии с авторитарным стилем управления сотрудники
сектора этнографии, как и все
ученые института, отбывали
обязательную трудовую повинность на сельскохозяйственных работах и разнообразных стройках, что приводило к увольнению ученых из
института и задержке профессионального роста у оставшихся. Однако 1981 год ознаменовался важным событием
для всей дальневосточной этнографической школы — состоялась первая защита докторской диссертации по этнографии Н.В. Кочешковым.
Творческая деятельность
этнографов была сосредоточена на подготовке историкоэтнографической серии «История и культура народов Дальнего Востока», вдохновителем
которой являлся Ю.А. Сем, который и предложил подготовить
25 томов, посвященных отдельным этносам и важным проблемам
их культуры. Выполнение этого государственного заказа поставило Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО АН СССР в один ряд с ведущими научными центрами страны. В течение двадцати лет Ю.А. Сем был бессменным
руководителем и организатором этнографической науки в дальневосточном регионе, подготовив несколько десятков учеников.
В 1985 г. благодаря научно_организационной работе нового
заведующего сектором Л.Я. Иващенко был опубликован вводный
том серии «Народы Дальнего Востока СССР в XVII—XX вв.».
Восьмидесятые годы заканчиваются публикацией еще двух томов
серии, посвященных чукчам и удэгейцам, защитой кандидатских
диссертаций Т.С. Шульгиной, С.Ф. Карабановой, Е.А. Демидовой, Е.А. Гаер, В.В. Подмаскиным, А.Ф. Старцевым, В.А. Тураевым и публикацией их монографий.
Г.А. Отаина. Фото 1988 г.
76 ___ _ _ • 2006 •№ 2
Распад СССР в 1991 г. повлек за собой экономические, политические и культурные потрясения в стране, ухудшение финансирования полевых и командировочных исследований. В 1992 г.
изменяется статус сектора этнографии, который преобразовывается в отдел этнологии под руководством В.А. Тураева. Отдел
пополняется молодыми кадрами, расширяется тематический
и географический диапазон исследований, образуется группа по
изучению восточнославянского населения Дальнего Востока —
«Центр славяноведения». В дополнение к основной теме разрабатывались такие научные проблемы, как «Современное состояние народов Дальнего Востока и межнациональных отношений
в регионе», «Тюрко_монголы и тунгусо_маньчжуры: проблемы
историко_культурных связей», «Фольклор и языки как фактор
исторической адаптации народов Юга Дальнего Востока».
С 1992 по 1995 г. в селе Булаве работал этнографический стационар, в рамках которого Г.В. Ангин проводил этносоциальный
мониторинг для активизации собирательской работы этнографов
и фольклористов и привлечения к ней представителей коренных
народов, хорошо знающих родной язык и обычаи.
Этапным для дальневосточной этнографии становится 1997 г.,
когда в Институте истории, археологии и этнографии ДВО РАН
впервые был создан диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций по специальности 07.00.07 — этнография, этнология и антропология. Этот шаг стал закономерным признанием ведущей роли института в области этнографических
исследований на Дальнем Востоке России. Для подготовки специалистов на месте в институте открывается аспирантура по специальности «этнография». Были проведены этнографические защиты Е.В. Шаньшиной (1998), Г.Г. Ермак и Т.В. Мельниковой
(2000). В 2002 г. Ю.В. Аргудяева защищает докторскую диссертацию в Москве в Институте этнологии. В диссертационном совете Института истории ДВО РАН появляется возможность защиты докторских диссертаций по этнографии, что стало важным
стимулом для дальнейшего развития региональной дальневосточной этнографической науки. В 2002 г. проходят успешные защиты докторских диссертаций В.В. Подмаскиным и А.Ф. Старцевым, в 2005 — С.В. Березницким.
С конца 1990_х годов работа отдела этнологии сосредоточена
на изучении этнической экологии, влияния политической ситуации на этническое самосознание, развитие народов Дальнего
___ _ _ • 2006 •№ 2 77
Востока в условиях экономических реформ и демократических
преобразований. Были получены конкретные результаты разработки новых программ. Повысился авторитет отдела этнологии
в государственных органах власти и общественных организациях:
дальневосточные этнографы принимали участие в проведении
этнографических и этносоциальных экспертиз на строительстве
Катуньской ГЭС, дальневосточной АЭС, лесопромышленного
комплекса «Светлая» (Приморье), в разработке комплексной схемы социально_экономического развития территории проживания
коренных народов Приморского края, программы рационального развития территории бассейна р. Бикин и сохранения ее биологического разнообразия, других народнохозяйственных проектов. Осуществлялась регулярная экспертиза законодательных
и нормативных актов Государственной думы, правительства РФ,
краевых и областных администраций Дальнего Востока.
Этнографы создали ряд коллективных работ, посвященных истории и культуре ительменов, коряков, ульчей, эвенов, орочей, тазов, нанайцев и индивидуальных монографий (Е.А. Гаер — о бытовых обрядах, Н.В. Кочешков — об этнических традициях в искусстве, Т.С. Шульгина — по историографии коренных народов
Юга Дальнего Востока, Е.А. Демидова — об англо_американской
Е.А. Гаер. Фото 1995 г.
78 ___ _ _ • 2006 •№ 2
историографии, Л.Я. Иващенко — о литературном творчестве
на Дальнем Востоке, В.В. Подмаскин — о народных знаниях,
А.Ф. Старцев — о материальной культуре и хозяйстве, С.В. Березницкий — о верованиях и ритуалах, Е.В. Шаньшина — о мифологии первотворения). Дальневосточные фольклористы (Н.Б. Киле,
Л.Е. Фетисова) подготовили том нанайского фольклора и участвовали в подготовке тома русского обрядового фольклора.
Сотрудники отдела этнологии в 1990_е годы и первые годы
XXI в. опубликовали 7 коллективных и 25 индивидуальных монографий, 11 научных сборников, 10 авторефератов диссертаций (из
них четыре докторских), 19 учебников и учебных пособий, более
800 статей и тезисов. Более 40% всей печатной продукции отдела этнологии приходится на долю фундаментальных монографических изданий, что свидетельствует о высоком научном потенциале его ученых.
В постсоветский период полевые этнографические работы,
исследовательские и издательские проекты под руководством
В.А. Тураева, Ю.В. Аргудяевой, С.В. Березницкого, И.О. Сагитовой, Г.Г. Ермак, Л.Е. Фетисовой, Е.В. Шаньшиной, Г.А. Отаиной велись за счет средств грантов ФЦП «Интеграция», РГНФ,
РФФИ, Фонда Сороса и иных российских и зарубежных фондов.
Были проведены исследования этнической истории и культуры
коренных народов и восточных славян Юга Дальнего Востока
России и уссурийского казачества, проблемы крестьян и т.п.
В июне 2002 г. отдел этнологии был разделен на два самостоятельных структурных подразделения: сектор этнографии Восточной Азии (рук. В.А. Тураев) и Центр славяноведения (рук.
Ю.В. Аргудяева). В 2003 г. происходит очередное структурное изменение и отдел под новым названием — этнографии, этнологии
и антропологии — подразделяется на три структурных подразделения: Центр славяноведения (8 сотрудников под рук. Ю.В. Аргудяевой), сектор этнографии Восточной Азии (9 сотрудников
под рук. С.В. Березницкого), сектор этнополитологии (4 сотрудника под рук. В.А. Тураева). Общее руководство отделом с 2004 г.
берет на себя Ю.В. Аргудяева. Данное структурное изменение
явилось логическим завершением интеграции сотрудников вокруг интересующих их научных тем. В подготовке коллективных
работ участие принимают ученые всего отдела.
Сегодня отдел этнологии работает по государственной программе «Этническая история Северо_Восточной Азии и совре___ _ _ • 2006 •№ 2 79
менные этносоциальные процессы. XVII—XX вв.». Основными
направлениями являются проекты по исследованию материальной и духовной культуры коренных народов Дальнего Востока,
этнокультурных процессов и этнополитических проблем, истории
формирования славянского населения Дальнего Востока, локальных проявлений традиционной культуры славян, факторов, способствующих адаптации и закреплению населения в дальневосточном регионе.
За последнее десятилетие сотрудники отдела этнологии принимали участие в научной экспертизе проектов законов РФ,
проекта федеральной программы «Экономическое и социальное
развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 г.»,
в экспертной работе топонимической комиссии при администрации края, предоставили научное обоснование «Территория
традиционного природопользования» коренного населения.
Н.Б. Киле. Фото 1988 г.
80 ___ _ _ • 2006 •№ 2
Сотрудники отдела этнологии осуществляют активное научное
сотрудничество с учеными Японии, Китая и США. В 1992—2003 гг.
ученые провели 17 совместных экспедиций (2 экспедиции с американцами, 2 с китайцами и 13 с японцами). Результатом их стали публикации коллективных трудов, изданных в Японии, Китае,
Южной Корее и США, индивидуальных монографий А.Ф. Старцева и В.В. Подмаскина. В 2006 г. планируется публикация монографии Ю.В. Аргудяевой, переведенной на японский язык. Сотрудники отдела посетили заграничные учебные и научные учреждения, ознакомились с организацией этнологических исследований
у зарубежных коллег, выступили с докладами.
К юбилейному событию института сотрудники отдела этнологии пришли с хорошими научными результатами: этнографы
приняли активное участие в организации и проведении 140 научных конференций (из них около 60 международных), семинаров,
круглых столов, на которых было прочитано и обсуждено более
350 докладов. Однако необходимо продолжить традицию обязательного присутствия дальневосточных этнографов на всероссийских конгрессах этнографов и антропологов, чтобы вовремя интегрироваться в современную антропологическую науку.
С 2000 г. сектор этнографии Восточной Азии разрабатывает
программу «Историко_этнографический атлас коренных народов
Дальнего Востока», в рамках которой и благодаря финансовой
поддержке РГНФ в музеях дальневосточного региона собран
иллюстративный материал, опубликован сборник трудов по типологии культуры. В рамках проекта завершено исследование
типологии основных элементов традиционной и современной
культуры коренных народов Дальнего Востока России. В процессе исследований выявлены в сравнительном плане функции,
связи и взаимоотношения этнокультурных феноменов разных
областей быта и мировоззрения коренных народов региона.
В научный оборот введены новые архивные и музейные материалы, материалы полевых исследований, большое количество
фольклорных текстов — мифов, преданий, легенд, иллюстративного материала и т.п.
Возросший в последние годы интерес к проблемам межэтнических отношений сделал весьма актуальным для сектора этнополитологии изучение этнографической современности и этнополитической ситуации на Дальнем Востоке. В рамках этого направления
исследуются современное состояние народов Дальнего Востока
___ _ _ • 2006 •№ 2 81
и межэтнических отношений в регионе, выявляются общие и специфические черты в культурном облике коренных народов Приморья. Изучаются также степень сохранности основных элементов традиционной материальной и духовной культуры, влияние
непосредственной этноконтактной среды на развитие межэтнических отношений, тенденции развития коренного населения
в условиях рыночных реформ и демократических преобразований. Разработана концепция сохранения традиционных основ
в современном образе жизни коренных народов Приморья.
Славяноведы решили фундаментальные проблемы комплексного изучения истории и культуры славянского населения Дальнего Востока — русских, украинцев, белорусов; генезиса и динамики этнической истории и культуры восточнославянских
народов России на Юге Дальнего Востока; реконструировали
историю сложения различных социальных и конфессиональных
групп старожилов и более поздних переселенцев. Раскрыта сложная картина этнокультурных процессов, протекавших на Юге
Дальнего Востока на протяжении длительного периода, позволившая сделать вывод об общерусской основе формирования
постоянного населения, демографического, трудового и культурного потенциала региона, ставшего по_настоящему общероссийской территорией; выделены традиционные мировоззренческие элементы восточных славян, во многом обуславливающие
Этнографы института. Фото 1982 г.
82 ___ _ _ • 2006 •№ 2
функционирование различных сфер этнической культуры, в том
числе и сферы традиционной медицины. Результатом исследования стали коллективные и индивидуальные монографии Ю.В. Аргудяевой о крестьянской семье украинцев и славян, семейном быте
русских крестьян, этнической и этнокультурной истории русских;
Л.Е. Фетисовой — о восточнославянском фольклоре на Юге Дальнего Востока; Г.Г. Ермак об особенностях семейного и хозяйственного быта казаков Юга Дальнего Востока России; Т.В. Краюшкиной — о семейных отношениях русских, отраженных в народных
волшебных сказках.
Признанным лидером отдела является его руководитель —
Ю.В. Аргудяева, которая в последние годы отличается огромной
научной активностью в области этнографии восточных славян.
За короткое время она опубликовала четыре индивидуальные
монографии, всесторонне рассмотрела проблемы этнической
истории восточнославянского населения — переселенческое движение в разные периоды освоения дальневосточного региона, этнический, региональный и конфессиональный состав переселенцев, роль крестьянской семьи в сохранении культуры восточнославянских народов. Ю.В. Аргудяева продолжает изыскания по
темам «Русские в исследованиях В.К. Арсеньева» и «Старообрядцы Приамурья, Приморья и Маньчжурии».
В.В. Подмаскин 40 лет изучает традиционные народные знания коренных народов Дальнего Востока. В этой отрасли этнографических изысканий он является ведущим специалистом
в стране. Монографию 2006 г. ученый посвятил комплексному
анализу народных знаний всех народов амуро_сахалинского региона в этногенетическом плане.
А.Ф. Старцев работает над фундаментальной монографией,
в которой будет обобщен и проанализирован собранный за десятилетия полевой работы огромный фактический материал по материальной культуре и хозяйству коренных народов Нижнего
Амура и Сахалина.
В.А. Тураев, в течение нескольких десятков лет являющийся
ответственным редактором многих коллективных работ и вдохновителем научных программ, завершил подготовку индивидуальной монографии, выходящей в свет в 2006 г., о современных проблемах дальневосточных эвенков.
Быстро подрастает достойная смена ветеранам. В 2005 г.
А.В. Поповкин защитил кандидатскую диссертацию о сравни___ _ _ • 2006 •№ 2 83
тельном анализе ментальности китайцев и славян, открыв тем самым возможность для отдела развивать новое направление в сфере философской антропологии. В 2006 г. выходят на защиту кандидатских диссертаций Г.С. Поповкина (по проблеме знахарства
восточных славян Юга Дальнего Востока России) и Ю.В. Латушко (социальная организация гавайцев). Завершают работу над
кандидатскими диссертациями Ж.М. Баженова (о культуре рюкюсцев), В.В. Орлова (о семейном быте моряков и рыбаков Приморья), Е.В. Фадеева (о роли женщин в обществе коренных народов Амура), Д.В. Янчев (о хозяйстве негидальцев); активно
работает по диссертации о воинском искусстве народов Амура
Р.В. Гвоздев. Г.Г. Ермак и Е.В. Рудникова занимаются сбором
материала и анализом источников для докторских диссертаций
о межэтнических отношениях на Дальнем Востоке и проблемах
А.Ф. Старцев ведет экскурсию в отделе этнографии музея.
Фото 2001 г.
84 ___ _ _ • 2006 •№ 2
этничности и этнической идентификации. Т.В. Краюшкина продолжает работу над докторской диссертацией об анимистических
аспектах в русских сказках и монографией на эту тему.
Будущее дальневосточных этнографов связано с программой
«Этническая история Северо_Восточной Азии и современные
этносоциальные процессы. ХVII—XX вв.», которая предполагает комплексное изучение этнической и социальной истории народов российского Дальнего Востока и сопредельных государств
региона: Японии, Китая и Кореи; этногенетических и историко_культурных проблем, хозяйства, материальной и духовной
культуры, общественных отношений, разнообразных историко_культурных связей.
Весьма актуальным становится новое осмысление проблем
этнического развития в условиях демократического развития российского общества, глубокой трансформации в сфере экономики, политики, социальных отношений, нарастающей глобализации во всех сферах жизни. Объектом пристального исследования
этнографов будут этнокультурные, этнодемографические и этнотерриториальные процессы, изменения в языке, этническом самосознании, менталитете, этнических взаимоотношениях народов Российской Федерации и Азиатско_Тихоокеанского региона.
Таким образом, в результате полувековой творческой, научной
деятельности этнографов опубликовано большое число коллективных и индивидуальных монографий, учебников и учебных
пособий, собран колоссальный музейный, архивный, аудиовизуальный, иллюстративный и полевой фонд источников. Этот
фонд позволяет, не выходя из стен института, подготовить несколько кандидатских и докторских диссертаций по различным
проблемам этнической истории коренных народов и переселенцев Дальнего Востока, написать ряд интереснейших исследований по этнографии, этнологии, этнополитологии, филологии,
философской антропологии, фольклористике и другим научным
дисциплинам. Однако для этого необходимо информировать научную общественность посредством Интернета и других средств
коммуникации, чем желательно заняться коммерческому отделу
института, специалистам по инновационным технологиям.
Необходимо ввести в состав диссертационного совета докторов наук по специальности «этнография», чтобы готовить новые
этнографические кадры. Ряд высших учебных заведений только
во Владивостоке занимается подготовкой специалистов в облас___ _ _ • 2006 •№ 2 85
ти этнографии, этнологии, социальной и культурной антропологии, что является мощным кадровым потенциалом будущего. Однако процесс изменения ментальности членов совета длительный
и довольно болезненный.
Желательно вернуть в отдел этнологии сектор востоковедения, который был выделен в самостоятельное научное подразделение в 1970 г. из состава сектора этнографии, включить в единую
структуру отдела другие подразделения института, занимающиеся социокультурной и сходной этнографической тематикой для
координации научных направлений. Необходимость и важность
этих шагов напрямую связана с опасной тенденцией образования
«заказной науки», которая реально наметилась в последние годы.
Если ученые смирились с участью этнографии как «слуги» истории в методологическом плане, то теперь столичные чиновники
от науки стараются превратить ее в «слугу» от политики. Для этого активно проводится процесс финансового давления — неугодные им гранты не получают поддержки. Те же направления,
которые выгодны современной политической конъюнктуре, получают зеленую улицу.
Этнографы. 1_й ряд (слева направо) А. Старцев, Ю. Аргудяева, А. Самар;
2_й ряд (слева направо) В. Орлова, Ж. Баженова, А. Поповкин, Е. Фадеева.
Фото 2006 г.
86 ___ _ _ • 2006 •№ 2
Чиновники согласны поддерживать региональную науку только в том случае, если она содействует их продвижению по служебной лестнице, получению высоких академических званий,
посредством якобы образования научной школы. Однако смена
высокого чиновника_покровителя приведет и к смене научных
интересов. Таким образом, вместо научных исследований ученые
будут вынуждены подлаживаться под модное сегодня направление в политических играх. Различная оценка сложившейся в науке и обществе обстановки учеными отдела приводит к социальному напряжению в коллективе, откровенным скандалам,
ухудшению морального климата и, естественно, приводит к ухудшению научных результатов. Удручает набирающий с каждым годом силу канцелярский бюрократизм, постоянно возрастающие
требования по созданию огромного количества всевозможных
отчетов о проделанной работе и различных планов (индивидуальных, коллективных, секторских, отдельских, текущих, квартальных, годовых, многолетних, перспективных), отнимающих время
и здоровье ученых секретарей и сотрудников.
В целом же, несмотря на трудности разного порядка, этнографическая наука Института истории ДВО РАН продолжает занимать лидирующее положение в регионе. Постепенно, но неуклонно ученики этнографов появляются во Владивостоке, Хабаровске,
Магадане, Комсомольске_на_Амуре и других городах и культурных
центрах. Таким образом, дальневосточные этнографы вносят достойный вклад в повышение престижа института не только в АТР,
Восточной Сибири, но и в целом по стране, а также за рубежом.
1 Тураев В.А. От «живой старины» к «живой действительности»: этнографические исследования // Россия и АТР. Владивосток, 2001. № 2. С. 61—64.
2 Старцев А.Ф., Тураев В.А., Фетисова Л.Е. В ритме времени: этнологические
и филологические исследования // Россия и АТР. Владивосток, 1996. № 2.
С. 32—38._

Больше информации

Статьи о России


 

 


Copyright © 2005-2009 Защита сайта от бана. Учёт кликов из любых источников