Главная страница
Экономика
Статьи
Маркетинг
Менеджмент
Инвестиции

СИНДЗО АБЭ, НОВЫЙ ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ЯПОНИИ

Борис Михайлович АФОНИН,
кандидат исторических наук
20 сентября 2006 г. в Японии произошло важное политическое событие: состоялся внеочередной съезд правящей Либерально-демократической партии
(ЛДП), на котором был избран новый председатель партии. Им стал Синдзо Абэ,
занимавший до этого пост генерального секретаря Кабинета министров Японии
(фактически второе лицо в кабинете после премьер-министра). С. Абэ сменил на
этом посту Дзюнъитиро Коидзуми, который добровольно подал в отставку.
Слухи о смене руководства в ЛДП начали ходить еще с прошлого года, когда
Коидзуми заявил, что в сентябре 2006 г. он не будет выставлять свою кандидатуру на выборах председателя ЛДП, а, следовательно, покинет пост премьера.
И свое слово сдержал, хотя мог остаться по меньшей мере ещё на год. Однако японскую общественность, да и зарубежную тоже, интересовал не столько
факт смены лидера ЛДП, сколько пост нового главы японского правительства.
Дело в том, что по существующим правилам председатель правящей партии,
располагающей большинством депутатских мест в парламенте, автоматически
занимает кресло премьер-министра (ЛДП имеет в нижней палате парламента
296 и в верхней — 112 депутатских мест)1.
Коидзуми был премьер-министром с апреля 2001 г. По продолжительности
срока пребывания на этом посту среди 27 послевоенных премьер-министров Японии он уступал лишь трём премьерам — Сигэру Ёсида (1946—1947, 1948—1954 гг.),
Эйсаку Сато (1964—1972 гг.) и Ясухиро Накасонэ (1982—1987 гг.). За время своего
премьерства Коидзуми имел самый высокий рейтинг — от 45 до 80%, один из всех
своих предшественников смог вывести экономику страны из длительной экономической депрессии, продолжавшейся более10 лет, начал осуществлять экономические и административные реформы, которые предусматривают сокращение
бюджетных расходов, приватизацию ещё остающихся в стране предприятий госсектора и постепенное снятие бюрократических ограничений на деятельность
частного бизнеса. Символом победы премьера на этом направлении стало принятие пакета законопроектов о постепенной передаче в частные руки национальной
почтовой службы, при которой действуют, в частности, сберкассы и страховые
конторы, где аккумулировано свыше 3 трлн. дол. Против законопроектов о приватизации почты в прошлом году выступили даже некоторые депутаты парламента
от ЛДП, выйдя из партии и образовав две свои (Новая народная партия и Партия Японии). Коидзуми в свойственной ему манере пошел «ва-банк», распустил
парламент (по Конституции Японии премьер-министр имеет право распустить
нижнюю палату) и добился небывалой победы своей партии на парламентских
выборах в сентябре 2005 г. Сейчас ЛДП в союзе с партнером по правящей коалиции, центристской партией Комэйто, имеет более двух третей голосов в парламенте, что дает право ставить вопрос даже о пересмотре конституции страны.
Коидзуми немало сделал и для модернизации своей партии, например, он
максимально ослабил действующие в ней фракции, которые являются своего
рода мини-партиями, выражающими интересы определенных групп. Это дало ему возможность рекомендовать на пост председателя партии такого кандидата, какого он хотел. А кандидатов на этот пост кроме Синдзо Абэ было
несколько. Среди них Ясуо Фукуда, сын бывшего премьер-министра Японии
(1976—1978), до недавнего времени занимавшего пост генерального секретаря
в кабинете Коидзуми; Таро Асо, нынешний глава МИД Японии, Садакадзу
118 _____________________ ___ _ _ • 2007 • № 1
Танигаки, министр финансов и др. Однако
Синдзо Абэ по популярности далеко опережал всех кандидатов.
С избранием нового председателя правящей ЛДП были назначены и новые высшие
руководители аппарата ЛДП — генеральный
секретарь, председатель Исполнительного
совета и председатель Политсовета. Генеральным секретарем ЛДП (человек номер два
после председателя) стал 62-летний Хидэнао
Накагава, которого считают одним из самых
искушенных аппаратчиков, в деталях знающего ситуацию внутри ЛДП. Занимавший до
сих пор пост председателя Политсовета ЛДП
Накагава во многом обеспечил уверенную
победу Абэ на выборах председателя ЛДП 20 сентября 2006 г. Как и Абэ, он выходец из крупнейшей в ЛДП фракции, которой руководит экс-премьер Иосиро
Мори. На посту генсека правящей партии Накагава должен будет сконцентрировать усилия на подготовке к выборам в верхнюю палату в будущем году, что
считают главным испытанием для нового руководства ЛДП.
Вместо Хидэнао Накагавы на пост председателя Политсовета назначен его
однофамилец — 53-летний Сиоити Накагава. До сих пор он занимал пост министра земледелия, лесоводства и рыболовства, а перед этим был министром
экономики и промышленности. Сиоити Накагава считается личным другом
нового председателя партии и разделяет его взгляды.
Третьим высокопоставленным лицом в ЛДП стал 62-летний Юя Нива —
бывший министр здравоохранения, социального обеспечения и труда. Он назначен председателем Исполнительного совета правящей партии — ее главного
«рабочего органа», штаба по проведению партийной политики. Нива возглавляет в ЛДП фракцию «Нива-Кога», которая во время выборов 20 сентября решительно поддержала кандидатуру Абэ. Назначение Нивы на нынешний пост, по
мнению наблюдателей, призвано не допустить формирования внутрипартийной
коалиции противников нового председателя ЛДП, в которой при неблагоприятном развитии событий фракция «Нива-Кога» могла бы сыграть немалую роль.
26 сентября Синдзо Абэ официально был избран в парламенте главой правительства. За него проголосовали 339 из 476 депутатов нижней палаты парламента. Ближайшего конкурента, лидера ведущей оппозиционной Демократической партии Итиро Одзаву, поддержали лишь 115 депутатов. В тот же день
Абэ не менее уверенно победил и в верхней палате. Он стал первым премьером,
который родился после второй мировой войны. Кроме того, Абэ и самый молодой лидер страны за всю историю Японии — 21 сентября ему исполнилось
52 года. Новый премьер-министр имеет известную родословную — он из клана
влиятельных политиков, сыгравших уникальную роль в послевоенной истории Японии. Дед нового премьера по отцовской линии Кан Абэ был депутатом
довоенного парламента, а дед по материнской линии — Нобусукэ Киси — во
время второй мировой войны отвечал за экономическую эксплуатацию Маньчжурии и других оккупированных районов. За это после капитуляции Японии
в 1945 г. Киси был арестован американцами и осужден как военный преступник.
Однако вскоре был освобожден и сумел вернуться в политику, став одним из основателей ЛДП, а в феврале 1957 г. занял кресло премьер-министра. В истории
Японии Киси известен как один из инициаторов укрепления военно-политического союза с Соединенными Штатами. 19 января 1960 г. в Вашингтоне он,
как глава государства, подписал новый вариант «Японо-американского договора безопасности». Вскоре после ратификации договора и бурных протестов
оппозиции вынужден был уйти в отставку.
Синдзо Абэ, внук премьера,
теперь возглавляет правительство
___ _ _ • 2007 • № 1 _____________________ 119
Премьером был и двоюродный дедушка Синдзо Абэ Эйсаку Сато, который
возглавлял кабинет, провозгласивший так называемые «три безъядерных принци па» — не производить, не иметь и не ввозить ядерное оружие. За это Эйсаку
Сато был удостоен Нобелевской премии мира. При нем в мае 1972 г. Окинава,
находившаяся под оккупацией США, была возвращена Японии. Наконец, отец
нового премьера Синтаро Абэ был одним из лидеров ЛДП, министром иностранных дел и вплотную подошел к креслу главы правительства, которое не
смог занять только из-за скоропостижной смерти в 1991 г.
Синдзо Абэ окончил юридический факультет элитного университета «Сэйкэй», два года учился в Калифорнии. После учебы более трех лет Абэ проработал в сталелитейной компании «Кобэ стил», а затем занялся политикой. В первый раз в парламент он избрался в 1993 г., был генеральным секретарем ЛДП.
Однако в правительстве Абэ занимал только нынешний пост генсека кабинета,
его стремительный рывок к креслу премьера не имеет прецедентов в японской
политике.
Опросы общественного мнения регулярно фиксируют высокую популярность Абэ среди простых японцев. Этому способствует его внешний вид (рост
175 см), умение подбирать костюмы и элегантно завязывать галстуки, появляться в телевизионных ток-шоу. Абэ твердо и последовательно выступает в защиту
японцев, похищенных в 70—80-е годы северокорейскими спецслужбами, и ратует за то, чтобы этим вопросом в правительстве ведал чиновник в ранге министра. Абэ считают сторонником жесткого подхода к Пхеньяну: как-то он даже
призвал рассмотреть вопрос о возможности нанесения превентивных военных
ударов по Северной Корее2. Помимо КНДР, как полагают, он с недоверием
относится и к Китаю, считая его стратегическим соперником Японии.
Новый глава японского правительства вслед за своим знаменитым дедушкой-премьером выступает за пересмотр ныне действующей конституции страны, в частности, её 9-й статьи об отказе Японии иметь вооруженные силы,
а также участвовать в войнах, поддерживает укрепление вооруженных сил
и обещает это выполнить в течение пяти лет. Одновременно, опять же в соответствии с заветами деда, он выступает за еще большее укрепление союза
с Соединенными Штатами. Абэ предлагает ввести «патриотическое воспитание» в школах и соответствующим образом переписать учебники по истории
Японии. Он неоднократно намекал и на то, что Токио пора прекращать свои
покаяния за прегрешения времен второй мировой войны.
Синдзо Абэ регулярно совершал паломничества в токийский храм «Ясукуни», посвященный душам воинов, погибших за императора. В их списки занесены и семь главных военных преступников, казненных в 1948 г. по приговору
Международного трибунала для Дальнего Востока. Все это вызывает беспокойство в соседних странах. Еще при Коидзуми, совершавшем паломничество
в храм «Ясукуни», Пекин, Сеул и Пхеньян заявляли решительные протесты на
подобные действия высоких должностных лиц Японии, рассматривая этот храм
как символ японского милитаризма. В то же время Абэ полагает, что следует
прилагать усилия к улучшению отношений с азиатскими государствами, которые за годы премьерства Коидзуми дали трещину. Свой первый зарубежный
визит Абэ совершил в Сеул. Второй визит запланирован в Пекин.
Что касается японо-российских отношений, то глава кабинета, выступая
29 сентября с программной речью в парламенте, заявил о намерении реализовать скрытый потенциал отношений с Россией, назвав ее «тоже важной соседней страной» после Китая и Республики Корея. «Развитие японо-российских
отношений имеет большие скрытые возможности, которые принесут благо
обеим странам. Мы будем упорно над этим работать, стремясь решить территориальную проблему», — сказал Абэ3.
По мнению наблюдателей, нынешнее высказывание японского лидера о дипломатии на российском направлении отличается от заявлений его предшественника
120 _____________________ ___ _ _ • 2007 • № 1
предельной лаконичностью и обтекаемостью. Дзюнъитиро Коидзуми в своей
парламентской речи в январе нынешнего года заявлял о намерении «расширять
сотрудничество с Россией в различных сферах на основе курса на разрешение
проблемы принадлежности четырех северных островов и скорейшего подписания мирного договора»4. Однако не ясно, насколько далеко может пойти новый
премьер на уступки в этом вопросе с учетом того, что в Японии требование
«вернуть северные территории» давно стало частью национального сознания.
Российские дипломаты пока склоняются к тому, что при Абэ политика Токио
в отношении России вряд ли претерпит особые изменения5.
В этой связи хотелось бы процитировать мнение ведущего научного сотрудника ИМЭМО, бывшего заместителя министра иностранных дел РФ Георгия Кунадзе: «Россию не должна смущать репутация нового премьер-министра Японии. Пишут, что Синдзо Абэ националист, не любит Россию.
Необходимо понимать три вещи. Первое — это то, что политическая культура Японии не предполагает принятия единоличных решений, они принимаются на основе консенсуса.
Второе — японская политическая система не дает премьеру такой власти,
какой, скажем, обладает президент США.
И третье, Абэ, по японским меркам, молодой политик. Но политик в третьем поколении. Ему было у кого учиться. В частности, у своего отца, который
призывал к проведению Японией «творческой» внешней политики. В рамках
такой «творческой» политики ни один японский премьер не сможет недооценить роль России. Поэтому можно предположить, что политика Токио в отношении Москвы не претерпит каких-либо принципиальных изменений. Другое
дело, что с приходом Абэ к власти можно ожидать других изменений. Скажем,
попыток пересмотра конституции. И это способно в какой-то мере повлиять
на российско-японские отношения. Но я не уверен, что поворот Японии к более активной внешней и оборонной политике противоречит интересам России.
Хотя боюсь, что стереотипы, имеющиеся в нашей стране, могут помешать рационально воспринять возможные перемены в Японии»6.
С мнением бывшего дипломата нельзя не согласиться. Стереотипы, которые, к сожалению, еще присутствуют в России, порой берут верх над здравым
смыслом. Свидетельством этому являются высказывания некоторых политиков, депутатов о внешнеполитическом курсе Японии, о российско-японских
отношениях. Особенно эмоционально подается территориальная проблема,
нередко из соображений политической конъюнктуры. А здесь нужна трезвая
оценка реалий современной международной обстановки с учетом принципа
историзма и международного права. Подписанный в январе 2003 г. российско-японский план действий представляет документ двустороннего сотрудничества на долгосрочную перспективу, который руководству обеих стран на
данном этапе необходимо строго соблюдать. Тогда и будет прогресс в двусторонних отношениях.
1 Нихон кэйдзай симбун. 2005. 21 сент.
2 Российская газета. 2006. 27 сент.
3 ИТАР-ТАСС. Пульс планеты. 2006. 29 сент., АК-4.
4 Там же.
5 ИТАР-ТАСС. Компас 2006. № 40. С. 37.
6 Российская газета. 2006. 27 сент._

Больше информации

Статьи о России


 

 


Copyright © 2005-2009 Защита сайта от бана. Учёт кликов из любых источников