Главная страница
Экономика
Статьи
Маркетинг
Менеджмент
Инвестиции

КУЛЬТУРНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТИЛИ МОЛОДЕЖИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ПРОВЕДЕННЫЙ в г. ВЛАДИВОСТОКЕ

Андрей Александрович КАЛМЫКОВ, кандидат философских
наук, преподаватель Владивостокского филиала Российской
таможенной академии
Максим АНТОНОВ, выпускник Владивостокского филиала РТА,
практикующий юрист (редакция, к сожалению не имеет его
портрета)
Проблема взаимопонимания поколений в постоянно изменяющемся мире современного российского общества — проблема, не менее важная и в новом XXI в. Динамизм повседневной жизни делает ее не просто актуальной, а острой. Перемены во всех сферах жизни настолько
быстры, что люди, разница в возрасте между которыми всего 10—15 лет,
нередко плохо понимают культурные стили и особенности друг друга.
Предыдущие исторические эпохи не знали таких быстротекущих колоссальных изменений в бытии, сознании и культуре. Недаром общества
предшествующих эпох называют традиционными.
Современный человеческий мир принципиально иной. Динамизм изменений практически во всех сферах, особенно касающихся промышленных технологий, мира культуры и сознания, порождает проблему понимания между самыми разными возрастными категориями людей; особенно
остро эта проблема ощущается старшими поколениями в отношении молодых поколений от 12 до 30 лет.
Мир традиционных обществ не знал таких социальных феноменов,
как «молодежная массовая культура», «молодежная музыка», «молодежная мода» и пр. Этот «молодежный мир» вступает в противоречивое взаимодействие с «миром взрослых», порождая невиданные прежде проблемы
в мире общения, искусства, человеческой культуры. Порой различия
настолько разительны, что возникает ощущение существования как бы
двух миров различных разумных существ на одной планете.
В сфере нашего внимания данные особенности являются предметом постоянного изучения, и нам хотелось бы изложить здесь некоторые результаты нашего анализа. Это исследование, которое проводилось
с 4 по 25 мая 2000 г., направлено, как явствует из названия статьи, на
изучение культурно-поведенческих стилей молодежи г. Владивостока, Непосредственным «исполнителем» его был тогдашний слушатель 3-го курса
Максим Антонов, в последующем выпускник нашего вуза (Владивостокского филиала Российской таможенной академии), практикующий юрист.
112
Различия в культурно-стилевых особенностях разных демографических групп лучше всего «смотрятся», когда обращаешься к наблюдениям
за определенными слоями молодежи. Именно в силу подражательства,
причем часто довольно поверхностного, поиска своего собственного
взрослеющего «облика», психологического динамизма и неуравновешенности, свойственных этому возрастному периоду, среди молодежи выделяются группы, которые и возникают на основе следования определенным культурным и поведенческим образцам, или на принципах
складывания последних. Эти молодежные направления и стили в свою
очередь как бы создают те идеальные типы — образцы, на которые ориентируется в той или иной степени значительное число молодых людей
(причем степень приближения или удаления от подобных стилевых образцов имеет высокий и широкий разброс: это выражается в наличии
тех или иных признаков в речи, одежде, поведении, в потреблении
«продуктов» массовой культуры в области искусства и пр.). Группы,
в которых как бы «кристаллизуются» в концентрированном виде те или
иные культуры — поведенческие особенности, и стали предметом нашего изучения.
Таких групп, которые удалось изучить, было три: это так называемые хиппи, рейверы и репперы. Как известно, подобные группы называют неформальными, так как они не институциализированы в тех или
иных общественных и правовых формах, принятых в обществе. Возраст
членов этих групп примерно от 16 до 25 лет, что подтверждает вывод других исследователей о том, что именно возрастной период присущ членам подобных молодежных объединений. Это такой период, когда взрослеющий человек вступает в юность и молодость, заканчивает школу,
начинает жить самостоятельной, хотя не всегда полной (у большинства
еще сохраняется та или иная степень зависимости от родителей) жизнью. Этот период является поиском и пробой своего «я», жизненных надежд, планов и разнообразных интересов, что выражается в разнообразных формах. В то же время изученные нами группы позволяют сделать
вывод, что их сущность как коллективных форм взаимодействия в среде
молодежи выполняет главным образом досуговые функции и параллельно функции общения, где индивиды чувствуют себя на равных, в отличие
от присутствия в мире взрослых. Как известно из других исследований,
эти группы чаще всего не исчезают внезапно. Просто они «взрослеют» и
«стареют» вместе с составляющими их индивидами, а исчезают вместе с переходом их участников в результате возрастных изменений во «взрослый»
мир с его другими проблемами.
В этом исследовании нами было изучено около 70 чел. с помощью
анкетного опроса, интервью и наблюдений, причем эти три метода чаще
всего использовались вместе, дополняя друг друга. Анкета была составлена из десяти вопросов: отношение участников этих групп к наркотикам, спиртным напиткам, учебе, занятиям в свободное время, вопросы,
касающиеся употребления сленговых выражений в речи, наиболее часто
звучащих среди представителей той или иной молодежной общности. Входили сюда вопросы о стилях в одежде, и поведении.
Полученная информация позволила сопоставить, провести сравнительный анализ представителей объединений хиппи, рейверов и репперов: 40 хиппи, 20 репперов и 10 рейверов. Сравнение проводилось по
разным критериям. Одним из них был уровень образования у предста113
вителей этих групп. Он показал, что наиболее «продвинутыми» в этом
плане оказались хиппи. Из них 30 чел. имеют среднее образование
и шесть — высшее. Представители данной группы находятся в возрасте
от 16 до 25 лет, т. е.— это более взрослая и «серьезная» по сравнению
с двумя другими группа молодежи. Представители же остальных групп —
в возрасте от 14 до 18 лет, что говорит о подростковом характере этих
объединений с соответствующей психологией и манерой поведения.
Такая разность в возрасте между первой и двумя другими группами
многое объясняет. Хиппи характеризуются достаточно развитыми по сравнению с двумя другими группами духовными интересами и потребностями: это не объединение подростков, а группы молодых людей с достаточно выраженными самостоятельностью и предпочтениями в жизни.
Их характеризует целенаправленный интерес к образованию (потому что
они уже овладевают избранной специальностью), различным сферам человеческого знания, не связанным только с их будущей или настоящей
профессиональной деятельностью. Что касается предпочтений в различных сферах искусства, то они более всего увлекаются такими направлениями молодежной музыкальной культуры, как «рок» и «металл»
(40 и 30% соответственно).
Сознание хиппи (что резко отличает их от других групп) характеризуется определенным мировоззрением и мироощущением. Мироощущение окружающего человеческого бытия у них отличается угнетенностью, чувством отчужденности и враждебности к человеческому миру,
который «во зле лежит», отсутствием надежд на возможную когда-либо
и какую-либо счастливую и психологически спокойную жизнь в будущем. В этом ощущении они настойчиво убеждают и других. Такое мрачное ощущение современного мира, во многом порождаемое нынешними условиями жизни, объясняет тот факт, что, как показали исследования,
75% хиппи регулярно употребляют наркотики, и всего 25% — нерегулярно.
Это так называемые «слабые» растительные (сигареты с марихуаной) наркотики, которые в большинстве случаев еще не приводят к наркотической зависимости и дают надежду, что с возрастом эти молодые люди
оставят свое «увлечение», к сожалению, связанное с многолетней традицией, известной еще с 60-х годов прошлого века на Западе, когда зародилось движение «хиппи». Обычно, как говорят молодые люди, после наркотиков мрачная окружающая действительность отходит как бы в сторону
и сознание наполняется «ощущением прекрасного». Употребление спиртных напитков среди них также повсеместно.
Как показали наблюдения и анализ движение хиппи представлено
в основном мужским полом (80%) и лишь 20% — женским. 75% уже
имеют среднее образование, причем многие учатся в вузах, и 15% имеют
высшее образование.
При изучении вопроса о месте жительства молодежи в данной группе выяснилось, что с родителями проживает всего 12,5% молодых людей (по окончании средней школы и вуза они стремятся жить самостоятельно). Но основную причину стремления к самостоятельности
молодые люди указывают — родители не понимают их, и они также
перестали понимать своих родителей.
Хиппи можно увидеть в разных местах города, но наиболее оживленное место их встреч рядом с памятниками на центральной площади г. Владивостока. Отличительной чертой их внешности являются
114
длинные волосы, обвитые голубой лентой, широкие, «несоразмерные»
джинсы, многие появляются с сигаретой (в которой, возможно, марихуана) в руках.
Другая группа, оказавшаяся в сфере нашего внимания, именуется
репперами, или, как они еще сами себя называют, «хип-хоп». Опрошено было 20 респондентов.
Интересно сравнить их с хиппи. Первое, что бросается в глаза — возрастной состав рипперов: от 14 до 18 лет (90%), т. е. явно подростковый
и юношеский. Основа возникновения и существования данной общности коренится в такой разновидности молодежной популярной музыки,
как «реп» и «хип-хоп».
Это направление (продукт массовой культуры) в сфере, музыкальной массовой культуры и объединяет ребят. Опрос показал, что свободное время они стараются проводить вне дома со своими друзьями,
поклонниками данного музыкального течения. Общение с близкими,
с родителями, например, им неинтересно (как говорят они), что подчеркивает отчужденность «отцов и детей». Им присущ распространенный сегодня среди молодежи такой стиль в одежде, как длинные,
широкие, тоже «несоразмерные», как у хиппи, джинсы, кепка-бейсболка с длинным изогнутым козырьком; объемная, не по размеру
толстовка и др.
Образовательный уровень и степень духовных запросов и интересов у представителей данной группы гораздо ниже в сравнении с хиппи.
Кроме школьных занятий, эти подростки почти не интересуются другими областями знаний, а у некоторых (25%) совсем нет интереса к знаниям в сфере духовной культуры, они считают, что принадлежность к той
или иной неформальной группе и принятие ее ценностных ориентиров
и есть способ добиться чего-то в жизни. Это выразилось у них примерно так: реп — это путь к успеху и не надо никаких знаний.
В отличие от хиппи репперы гораздо реже употребляют наркотики,
предпочитая им спиртные напитки. Употребление наркотиков и спиртных напитков отражено в диаграммах.
_
_
_
_
_
_
_
_
_
_
_ ___ _ _ ___ _ __ _ ___ __ ___ __ Употребление репперами наркотиков (в процентах)
респонденты %
115
Резко отличаются репперы от хиппи и по мироощущению. Большинство из них (75%) на вопросы о проблемах своей жизни дают ответы о довольстве ею, позитивно оценивают свое положение и ничего не
хотели бы менять. У этого большинства уже есть и определенные планы
на будущее. Но у них нет того критического отношения к окружающей
жизни, которое характерно для хиппи.
Поскольку большинство приверженцев данного субкультурного течения
находятся еще в подростковом и юношеском возрасте, они в основном живут в родительской семье (80%). Остальные уже отделились, причем из этих
остальных (опрошенных) большая часть живет в гражданском браке.
Третье субкультурное течение, изученное нами, интересно своеобразными особенностями. Они называют себя рейверами. Само слово
«рейв» (от англ. rave — бредить, неистовствовать и т. д.) трактуется на современном английском жаргоне как «дикая вечеринка, танцы или ситуация отчаянного поведения»1.
Опрос представителей этого направления проводился в ночном клубе
«Стэлс» г. Владивостока в форме устного интервью-беседы. Интервью
было последовательно проведено с десятью лицами (респондентами), в основном с девушками. Выявилась интересная деталь: рейв-культура сегодня
во Владивостоке представлена в основном женским полом, можно даже
сказать, что перед нами что-то вроде женского субкультурного течения,
источником жизненных ориентиров которого стал этот музыкальный стиль
в поп-музыке. Беседы с представителями данного направления показали,
что они слушают обычно не только рейв, но и такие музыкальные направления массовой молодежной музыкальной поп-музыки, как хаус, эйсидмьюзик и др. Данные разновидности поп-музыки в принципе и характеризуют рассматриваемое неформальное сообщество молодежи. Узкие
блестящие брюки, обтягивающие майки, ботинки на высокой платформе,
выкрашенные в разные цвета волосы — вот такой облик присущ этим завсегдатаям ночных клубов. Именно клубы служат местом постоянных их
встреч. Ночной образ жизни является характерной чертой рейверов. Кстати, в беседе с представительницей данного музыкального стиля выяснилось, почему волосы многих из них выкрашены во все цвета. «Когда танцуешь, — ответила она, — в свете мигающей, пульсирующей цветомузыки,
то такие прически переливаются и блестят всеми цветами радуги — это
красиво», поэтому рейверы предпочитают тратить свое свободное время
на ночные клубы, на развлечения, а также на «тусовку вообще». Духовные
и познавательные потребности у них не очень высоки: на выполнение
Употребление репперами спиртных напитков
_
_
_
_
_
_
_
___ ___ ___ ___ ___ _ ___ре с_п_он_д_е_н т_ы_ _%
116
школьных заданий, чтение литературы они тратят менее 3-х часов в день
(как выяснилось из опросов). Половина рейверов в отношении наркотиков придерживается осторожности: 51% редко их употребляют, другие —
чаще, в основном это растительные, так называемые «мягкие» наркотики (типа марихуаны). Есть надежда, что они не втянутся серьезно в наркотизацию. В основном, как они говорят, предпочитают поднимать себе
настроение с помощью алкоголя. Их отношение к спиртным напиткам
характеризует такая таблица.
Как правильно замечает В.А. Луков в своей статье2, в облике рейверов и стилистике их поведения выражается отчуждение человека от
природы. Индустриальные «машинные» ритмы, характерные для музыкального стиля рейверов, — своего рода альтернатива рок-музыке.
Для последней чаще всего характерен своеобразный социальный, иногда политический, пафос, выражение музыкальным языком проблем, волнующих молодежь. В рейве этого нет.
Во Владивостоке в отличие от Москвы например, нет специальных
рейв-клубов. Как мы сказали, владивостокские рейверы встречаются и общаются в основном в ночных развлекательных клубах. Посещение их дорого, поэтому прийти туда может далеко не каждый. В Москве входная
плата в клуб 20 дол., напитки продаются по ресторанным ценам, следовательно, в российском варианте это никак не субкультура молодежи рабочих кварталов, каковой она была в период зарождения в Англии3.
Это подтверждается и изучением материальной состоятельности владивостокских рейверов. У большинства этих представителей рейва родители достаточно состоятельные люди, поэтому при опросах большинство рейверов довольно своими материально-финансовыми возможностями (80%).
Когда задавался вопрос — есть ли у них какие-либо планы на будущее —
60% опрошенных затруднились сказать что-либо определенное. Это и понятно, потому что 70% респондентов в возрасте от 14 до 18 лет. Практически все опрошенные кроме одного проживают с родителями.
Таким образом, последнее рассмотренное нами течение молодежных субкультур, в отличие от первых двух, еще характеризуется и высоким уровнем материального положения, что проводит резкую обособленность их от других субкультур и слоев молодежи.
Характерной, пожалуй, даже самой яркой особенностью молодежных
субкультур является их речевой жаргон. Некоторые авторы подчеркивают,
что молодежный сленг является одной из форм реализации современного
русского языка4. Одна из его функций состоит в отделении, обособлении
одних молодежных групп от других. Это одновременно и способ сближения, «распознавания своих» и отличие от других. Это также и игровой способ, при помощи которого молодой человек обживает и осваивает язык не
только как потребитель, но и как творец. Это один из способов социализации подростка — девочки или мальчика, который особенно остро начинает осознавать себя как личность. При помощи молодежного жаргона подросток или юноша самоутверждается и находит в этом поддержку в среде
сверстников. В основе источников речевого молодежного жаргона лежат заимствования у Запада. Так, у владивостокских хиппи фразеология в боль_____ _____ ______ ______ __
_____ _ _ _ _ _ 117
шинстве своем имеет английские корни. Например, шляпа или головной
убор зовется хэтом, прическа — хаером, квартира — флэтом, жизнь — стилулом, брюки — трузером и т. д.
Источником жизненных ориентиров репперов и рейверов стал музыкальный стиль. Отсюда и их своеобразный язык — сленг, как средство
внутригруппового общения. У репперов можно услышать такие выражения разговорного стиля, как: «вслушаться в музон»— означает «послушать
музыку»; «словить сказку» — значит «удовлетвориться» (сексом, наркотиками и пр.); «развить тему» — «достигнуть результата» и др. Эта молодежная субкультура представлена в основном «молодежью с улицы». Отсюда
нарочитая, подчас подчеркнутая грубость многих фраз и выражений. В частности такое выражение, как «побить отстой» — означает драку, а «сбить
монету» — заработать деньги. Есть еще более экзотические выражения.
Например, такой оборот, как «стухнуть в куст», означает «сильно напиться», а «погулять с девчонками» выражается фразой «оттопыриться с колотухами». Ну а «заколбаситься в носину» означает «уйти в запой».
У других «музыкальных стилистов» — рейверов (англ. бредить, бред,
бессвязная речь или: неистовствовать, реветь, выть, бушевать) свой стиль
общения, в основе «песенный», так сказать. Чаще всего владивостокские
рейверы используют в разговоре между собой такую лексику: «задохнуться
кислотой»— значит потанцевать под музыку в стиле «эйсид»; «нюхнуть
грувовского хауса» означает «послушать хорошую хаус-мьюзик»; «влезть
в кислотное шмутье» (прикинуться) — одеться в стиле «рейв»; «разавить
хаус» — не что иное, как уйти с головой в хаус-музыку и др. Данный жаргон
выражает музыкальный стиль и жизненные ориентации рейверов, его основа взята из аналогичных песен «рейв-стиля», если это вообще можно назвать песней. Сама песня обычно называется «темой».
В подобном лексиконе просматривается закон экономии языковых
средств. Одновременно в нем проявляется юмор, желание нешаблонного
общения, речевой игры в молодежной среде («поздно пить боржоми, когда
легкие отвалились»)5 и взаимная адаптация сверстников по отношению
друг к другу. Такая речевая игра помогает молодому человеку входить в мир
общения, который в дальнейшем, возможно, станет миром общения взрослых людей6. Кроме этого жаргонные слова, выражения отражают особенности облика представителей проанализированных молодежных культур:
их запросы, вкусы, привычки, «правила».
На наш взгляд, весь этот жаргон так называемой «массовой культуры» вреден, особенно для самой же молодежи.
Подводя итог, можно сказать следующее.
1. Молодежные субкультуры г. Владивостока, как и в целом по России, несут на себе воздействие криминализации общества, но не
все. Например, отечественные, в том числе владивостокские хиппи
унаследовали традиции странничества и анархопацифизма, вытекающие из мировоззрения русской мысли, например Л. Толстого. Их криминализация практически не коснулась.
2. Очевидно влияние западной культурной экспансии, тяги к преодолению рутины повседневности. Это характерно для всех трех
изученных групп владивостокской молодежи.
3. Некоторые из этих субкультур молодежи, а именно представители «репа», могут проникаться негативными тенденциями: наркоманией, насилием и т. д.
4. Очевидно и важно, что через подобные субкультурные стили для
определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности, в том числе и ее негативных сторон (с последними нужно
бороться, вот почему некоторые молодежные субкультуры или их
отдельные черты представляют общественную опасность).
118
5. Главная особенность состоит в том, что субкультурные течения
не свойственны всему молодому поколению русских (и граждан
других этносов России) как таковому, это мозаика социокультурных групп, рассеянных в молодежной среде. Социокультурные
молодежные течения — это представители крупных городов страны, в общей численности молодежи составляющие всего несколько
процентов. Те же или иные социокультурные стили характерных
молодежных течений выражаются в отдельных рассеянных чертах у многих молодых граждан страны (в некоторых аспектах молодежной моды в одежде, прическе, музыке, словах и т. д.).
1 Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования.
2002 г. № 8.
2 Там же. С. 84.
3 Там же.
4 Михайлова М.В. Молодежный жаргон: игра или вызов? // Социология молодежи: Сборник. Санкт-Петербург, 1996. С. 348.
5 Там же. С. 359.
6 Бабахо В.А., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или
преемственность поколений? // Обществ. науки и современность. 1996. № 4. С. 58._

Больше информации

Статьи о России


 

 


Copyright © 2005-2009 Защита сайта от бана. Учёт кликов из любых источников