Главная страница
Экономика
Статьи
Маркетинг
Менеджмент
Инвестиции

ТИХООКЕАНЦЫ В БОЯХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

Александр Матвеевич БАРАНЦЕВ, директор инженерно-экономического института ДВГТУ, кандидат технических наук, доцент, контрадмирал запаса
С раннего утра 22 июня 1941 г., когда фашистская Германия вероломно напала на нашу Родину, Тихоокеанский флот был приведен в состояние постоянной боевой готовности с задачей отразить возможное нападение империалистической Японии. Уже к началу войны фашистской Германии против СССР
Япония имела в Маньчжурии 480 тыс. солдат и офицеров, а к осени 1941 г. численность Квантунской армии достигла 700 тыс. чел.1 Японские войска были
готовы начать военные действия против СССР в соответствии со срочно разработанным планом, известным под условным наименованием «Кан-токуэн» —
«Специальные маневры Квантунской армии». 7 декабря 1941 г. Япония развязала войну на Тихом океане, в то же время продолжая усиливать Квантунскую
армию. На 1 января 1942 г. ее численность достигла 1 100 тыс. чел., что составляло около 35% всех сухопутных вооруженных сил Японии2.
В течение Великой Отечественной войны обстановка на Дальнем Востоке
оставалась крайне напряженной. Японцы нарушали наше торговое судоходство,
систематически и без всякой причины задерживали советские суда, а в ряде случаев и топили их подводными лодками и авиацией. Всего в 1941—1945 гг. японцами было задержано 178 судов и потоплено 14 транспортов Советского Союза.
Значительную угрозу для СССР представлял японский военно-морской
флот. В 1941 г. в его состав входило 10 авианосцев, 10 линкоров, 38 крейсеров,112 эсминцев, 65 подводных лодок. Авианосная авиация Японии насчитывала 575 самолетов. Тихоокеанский флот СССР составляли 2 лидера, 12 эсминцев,6 сторожевых кораблей, 30 тральщиков, 46 катеров-тральщиков,
92 сторожевых катера, 91 подводная лодка, 150 торпедных катеров и около
500 самолетов3.
Как видно, наш флот на Дальнем Востоке значительно уступал японскому в крупных надводных кораблях, поэтому главная задача Тихоокеанского
флота заключалась в обороне побережья. Силы флота были рассредоточены
вдоль побережья, протяженность которого достигала 2 000 миль. При этом
расстояние от Владивостока до Советской Гавани составляло 588 миль, до
Петропавловска-Камчатского через Татарский пролив— 1 700 миль. Большие
расстояния крайне затрудняли маневр силами, особенно в зимний период.
С учетом этих факторов уже в первые месяцы Великой Отечественной войны тихоокеанцы выставили оборонительные минные заграждения на подходах
к Владивостоку, Советской Гавани, Петропавловску-Камчатскому. Минные
поля в сочетании с береговой и корабельной артиллерией составили основу
противодесантной обороны советского дальневосточного побережья. Морякитихоокеанцы в течение войны с фашистской Германией находились в высокой боевой готовности, а 153 тыс. были направлены на сухопутные фронты,
и они сражались с немецко-фашистскими захватчиками.
Высокий уровень боевой подготовки, достигнутый на Тихоокеанском
флоте в годы войны против фашистской Германии, предопределил успешные
54
действия моряков в стремительных операциях против империалистической
Японии в августе 1945 г.: Тихоокеанский флот имел 2 крейсера, 1 лидер,
10 эсминцев, 2 миноносца, 19 сторожевых кораблей, 78 подводных лодок,
10 минных заградителей, 52 тральщика, 48 охотников за подводными лодками,
204 торпедных катера, 1 549 самолетов4.
Взаимодействие Тихоокеанского флота с сухопутными войсками координировал народный комиссар Военно-Морского Флота СССР Адмирал флота
Советского Союза Н.Г. Кузнецов. Тихоокеанскому флоту (командующий адмирал Н.С. Юмашев) предстояло нарушать морские коммуникации противника
в Японском море, содействовать наступлению войск 1-го Дальневосточного
фронта на корейском направлении и оборонять побережье. При этом оборона
побережья Татарского пролива и Охотского моря возлагалась на Северную
Тихоокеанскую флотилию (командующий вице-адмирал В.А. Андреев), а оборона побережья Камчатки — на Петропавловскую военно-морскую базу (командир капитан 1 ранга Д.Г. Пономарев). При благоприятном развитии военных действий в Маньчжурии и Корее силы флота совместно с сухопутными
войсками должны были освободить от противника Южный Сахалин и Курильские острова.
По приказу Ставки Верховного Главнокомандования 9 августа 1945 г. Тихоокеанский флот начал боевые действия одновременно с войсками Дальневосточных фронтов. Ночью 9 августа самолеты флота подвергли бомбардировке транспорты и объекты японцев в корейских портах Юки и Расин:
9—10 августа авиация флота произвела 616 самолето-вылетов. Летчики-тихоокеанцы совершили немало героических подвигов. Так, 9 августа во время
боевого вылета на порт Расин был подбит самолет Ил-2 младшего лейтенанта
Янко, который направил свой горящий самолет на вражеские позиции, повторив подвиг Героя Советского Союза Гастелло. Бомбардировочные и штурмовые налеты нашей авиации сочетались с набеговыми действиями торпедных
катеров. В результате смелых атак экипажей катеров в Расине было потоплено 4 транспорта, в Сейсине повреждено 7 транспортов. После того как были
уничтожены транспорты в порту Юки, проведена высадка морских десантов
в названные порты. Высадка десантов поддерживалась огнем корабельной артиллерии.
13 августа 6 торпедных катеров, имея на борту 180 чел., под общим командованием полковника А.З. Денисина вышли из бухты Новик и через
шесть с половиной часов заняли важный узел обороны — порт и город Сейсин. В ожесточенных боях за Сейсин особое мужество проявила отважная
санитарка, старший краснофлотец Мария Цуканова. Она вынесла с поля боя
более 50 тяжелораненых десантников, но после ранения сама оказалась
в плену. Она, несмотря на пытки, ничего не выдала врагу. За мужество
и стойкость Марии Цукановой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Памятник ей сегодня размещен на территории главного госпиталя
Тихоокеанского флота. Ко второй половине дня 16 августа военно-морская
база Сейсин была полностью очищена от японцев.
Совместные действия Северной Тихоокеанской флотилии с войсками 2-го
Дальневосточного фронта по освобождению Южного Сахалина развертывались так же успешно. 16 августа корабли флотилии высадили в порт Торо
365-й батальон морской пехоты. Высадка прикрывалась и обеспечивалась
авиацией флотилии. 17 августа над городом был поднят советский флаг. В период с 20 по 25 августа 1945 г. были освобождены порты Маока, Футомага,
Хон-то, Отомари. В порты Маока и Отомари перебазировались силы из со55
става Северной Тихоокеанской флотилии для освобождения островов Курильской гряды.
Наиболее укрепленным островом Курильской гряды был Шумшу, на котором находилась главная японская военно-морская база Катаока. Сильно укреплен был также о-в Парамушир. Военный совет Тихоокеанского флота приказал
командиру Петропавловской военно-морской базы совместно с командующим
Камчатским оборонительным районом высадить десант и к 25 августа овладеть
северными островами Курильской гряды. В этих боях моряки-тихоокеанцы показали образцы мужества и героизма. Не щадя жизни, они с гранатами в руках
бросались на амбразуры дотов и дзотов, ложились под танки, чтобы остановить
контратаки японцев. Старшина 1 статьи Николай Вилков и матрос Петр Ильичев пали смертью храбрых, повторив легендарный подвиг Александра Матросова. Им посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. 23 августа
о-в Шумшу был полностью занят нашими войсками, а к 31 августа наши части
овладели всеми северными островами Курильской гряды.
При содействии кораблей Амурской Краснознаменной флотилии (командующий контр-адмирал Н.В. Антонов) высаживались десанты на неприятельский берег и обеспечивалась переправа на территорию Маньчжурии войск 2-го
Дальневосточного фронта.
Наряду с высадкой морских десантов Тихоокеанский флот наносил удары
по морским коммуникациям противника. Эта задача решалась подводными
лодками и авиацией. Подводные силы флота успешно справлялись с задачами
по ведению разведки и прекращению плавания японских судов. Подводная
лодка «Л-12» под командованием капитан-лейтенанта П.З. Щегланцева 22 августа потопила японский транспорт водоизмещением 5 950 т, а подводная лодка «Л-19» под командованием капитана 3 ранга А.С. Кононенко в ночь на 22 августа уничтожила вражеский транспорт водоизмещением в 8 000 т. «Л-19»
погибла при форсировании минного заграждения, героический экипаж не вернулся из боевого похода. Морская авиация только в первые два дня военных
действий совершила 616 самолето-вылетов и уничтожила свыше 30 японских
судов общим тоннажем в 130 000 т. Тихоокеанский флот осуществлял также
защиту своих морских путей сообщения: за время войны с Японией его боевые корабли и авиация обеспечили проводку 28 конвоев, насчитывавших
69 транспортов.
Родина высоко оценила подвиг тихоокеанцев в Великой Отечественной
войне. Более 30 тыс. моряков удостоились боевых наград; 51 моряку-тихоокеанцу за особые отличия в боях присвоено звание Героя Советского Союза.
19 кораблей, частей и соединений Тихоокеанского флота преобразованы в гвардейские, 16 награждены орденом Красного Знамени, 13 получили почетные
наименования.
Своими героическими подвигами в боях за Родину тихоокеанцы вписали
яркие страницы в летопись боевой славы Военно-Морского Флота СССР.
1 История второй мировой войны 1939—1945. М., 1975. Т. 4. С. 252.
2 История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—1945 гг. М.,1963. Т. 5. С. 525.
3 История второй мировой… Т. 4. С. 258.
4 Боевой путь советского Военно-Морского флота. М., 1967. С. 511._

Больше информации

Статьи о России


 

 


Copyright © 2005-2009 Защита сайта от бана. Учёт кликов из любых источников