Главная страница
Экономика
Статьи
Маркетинг
Менеджмент
Инвестиции

ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИМОРЬЕ СМОТРЫ И ФЕСТИВАЛИ. 1950—1960-Е ГОДЫ

Евгения Владимировна НИКИТИНА, аспирантка Института
истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН
Самодеятельное искусство как одна из форм музыкального творчества получило широкое распространение по всей стране сразу после Октябрьской
революции. Первоначально оно имело характер агиттеатра, представлявшего
инсценировки революционных событий, и концерта-митинга1. К началу 1930-х
годов эти виды творчества, существующие на стыке музыки, литературы и драматического искусства, уступили место собственно музыкальным жанрам—
песне, гимну в хоровом и сольном исполнении, опере, оперетте, танцевальной
музыке и (в меньшей степени) инструментальным жанрам, а самодеятельность
приобрела организованные формы.
Одним из самобытных и интересных явлений в истории отечественной
музыкальной культуры стали смотры, фестивали, конкурсы, олимпиады самодеятельного искусства, охватившие все края и республики страны. Их участники, музыканты (певцы, инструменталисты) и танцоры-любители, демонстрировали свои достижения. Первая Всесоюзная олимпиада самодеятельного
творчества, состоявшаяся в августе 1932 г. в Москве, дала импульс активному развитию этой формы организованных массовых концертных выступлений
по всей стране.
В справке «О состоянии и развитии искусства в Приморском крае», подготовленной отделом по делам искусств исполкома Приморского краевого
совета по данным за 1938—1942 гг., отмечалось, что «музыка — наиболее
отсталый участок», но, несмотря на это, «…в крае широко развито самодеятельное творчество. Прошедшие краевые олимпиады угольщиков и железнодорожников, а также детские олимпиады во Владивостоке, Ворошилове,
Спасске, Сучане и Артеме показали исключительное мастерство отдельных
исполнителей и целых коллективов. Особенно широко в крае развиты пение и пляски»2.
В 1939 г. прошли «…городская олимпиада духовых оркестров с охватом
200 чел., детская краевая олимпиада с охватом 500 чел., …краевой фестиваль
танцев и плясок народов СССР с охватом 153 чел., фестиваль музыки в колхозах края… В ознаменование юбилея — 100-летия со дня рождения композитора Чайковского — проведены смотр духовых оркестров с охватом 10 коллективов, конкурс вокалистов и инструменталистов»3. Регулярно проводились
олимпиады краснофлотской художественной самодеятельности4.
33
В послевоенные годы краевой отдел по делам искусств возродил самодеятельные смотры. Под его руководством в 1947 г. прошли конкурсы сельской,
театрально-профсоюзной самодеятельности и творчества трудовых резервов5.
В 1945 г. состоялась седьмая олимпиада краснофлотской художественной самодеятельности6.
Приморские любительские коллективы в довоенные годы и практически
до конца 1940-х годов подчинялись краевому отделу по делам искусств7, который курировал все виды искусства, организовывал и проводил конкурсы, олимпиады, смотры любительского искусства, оказывал методическую помощь самодеятельным коллективам8. С 1948 г. практическая помощь создававшимся
кружкам художественной самодеятельности, подбору репертуара и контроль
за ним, подготовка квалифицированных кадров осуществлялись КДНТ — Краевым домом народного творчества9. В центральной части страны процесс организации центров, координировавших работу художественной самодеятельности, прошел раньше. Дом народного творчества им. Н.К. Крупской был создан
в Москве в 1936 г., а в 1941 г. вышло типовое положение о республиканских
и краевых Домах народного творчества, давшее толчок к их возникновению
во всех республиках и областях СССР10.
Создание Приморского краевого Дома народного творчества было продиктовано необходимостью систематизировать и объединить работу быстро набиравшего рост самодеятельного движения и способствовать его дальнейшему
развитию. Таким образом, благодаря появлению в крае Дома народного творчества была выстроена управленческая вертикаль: деятельность сельского клуба
(Дома культуры) замыкал на себе КДНТ, который был подотчетен методическому кабинету культурно-просветительской работы при управлении культуры
Приморского крайисполкома.
Помимо строгого контроля со стороны управления культуры, организации,
имевшие отношение к самодеятельному творчеству, впрочем как и все культурные институты, находились под пристальным вниманием «первичных, районных,
городских, краевых или областных комитетов партии при личном кураторстве
второго секретаря, ответственного за работу по идеологии. Политико-административный диктат партийных чиновников жестко регламентировал все сложные процессы художественной жизни в русле основных, поставленных партией
перед художественной культурой и искусством задач в духе соцреализма —
партийности, народности и доступности»11.
1950-е и особенно 1960-е годы в истории музыкальной культуры Приморского края отмечены активизацией самодеятельного творчества. В 1958 г. в крае
проходили районные и городские конференции работников культуры, в которых приняли участие около пяти тысяч чел.; в марте 1959 г. было принято
постановление «О состоянии и мерах по улучшению работы художественной
самодеятельности в Приморском крае», а в 1960 г. — «О состоянии и дальнейшем развитии художественной самодеятельности»12. Одним из факторов,
способствовавших развитию самодеятельного творчества, явилось широкое
празднование 50-летия советской власти, подготовка к которому началась за
год до круглой даты и была приурочена к намеченному на 1967 г. Всесоюзному фестивалю самодеятельного творчества.
Краевым Домом народного творчества — главным организатором и координатором смотров на территории края — предварительно были подготовлены
34
и разосланы во все клубные учреждения Приморья методические пособия
и репертуарные списки. Среди рекомендованных материалов: «Об итогах
смотра художественной самодеятельности», «Агитбригада в пути», «Песни
приморских композиторов» и др., включавшие в себя сценарии праздников,
песни, стихи13.
Ежеквартально методисты КДНТ выезжали в командировки во все районы края, где на местах оказывали «…практическую помощь по подбору и разучиванию репертуара», отбирали лучшие концертные номера, организовывали встречи самодеятельных коллективов с приморскими композиторами14.
Во Владивостоке при КДНТ для повышения мастерства народных талантов проводились семинары и курсы, в том числе краевые семинары хормейстеров,
художественных руководителей воинских частей, районные семинары для заведующих клубами, годичные курсы баянистов15.
К работе с музыкантами-любителями и участию в жюри конкурсов самодеятельного творчества КДНТ постоянно привлекал ведущих педагогов музыкального училища и музыкальной школы г. Владивостока, а также Дальневосточного педагогического института искусств, солистов симфонического оркестра
Приморского радиокомитета, музыкантов-исполнителей ансамбля песни и пляски Тихоокеанского флота.
Необходимо отметить, что в крае был накоплен немалый опыт проведения широкомасштабных мероприятий, подобных краевому смотру в рамках
Всесоюзного фестиваля художественной самодеятельности (1967 г.). 1950-е
и 1960-е годы были насыщены такими культурными событиями, как городской
смотр художественной самодеятельности служащих Находки (1955 г.), краевой конкурс сельских хоров (1958 г.), конкурс художественной самодеятельности профсоюзов Владивостока (1959 г.), регулярные конкурсы на лучшую
песню о Приморье (1955, 1959, 1960, 1961, 1962 гг.), краевой праздник песни и танца (1961 г.), ежегодные смотры агитбригад, краевой фестиваль молодежи и студентов (1960 г.), краевой фестиваль искусств «Приморская весна»
(1964—1965 гг.), смотры школьной художественной самодеятельности (1962,
1964, 1967 гг.), краевой смотр современных бальных танцев (1967 г.)16.
За эти годы был отработан порядок проведения смотров, каждый из которых проходил в три тура. В зависимости от своей категории (краевой, всероссийский, всесоюзный) они различались географией участников и местом проведения отборочных туров. Так, первый тур краевого смотра проходил
в сельских клубах, второй тур — в каждом из районных центров края, участники заключительного тура приезжали с лучшими номерами во Владивосток.
Географические рамки Всероссийского и Всесоюзного смотров были шире,
росло и количество участников. Первый тур Всесоюзного смотра, посвященного 50-летию советской власти (1967 г.), прошел в краевых и областных центрах страны. Его приморские участники выступили во Владивостоке. Второй
тур, получивший статус зонального, был организован в десяти крупнейших
административных и культурных центрах страны: Москве, Ленинграде, Свердловске, Куйбышеве, Ростове, Воронеже, Горьком, Новосибирске, Иркутске,
Хабаровске (от Приморского края в Хабаровск приехали 150 чел.). Победители зонального конкурса получили право представлять Приморский край и Дальний Восток в Москве на третьем туре, в котором приняли участие 9 000 чел.
(от Дальнего Востока было рекомендовано 2 000 чел.)17.
35
В 1950—60-е годы в Приморье наряду с порядком проведения самодеятельных смотров-конкурсов сложились и закрепились своеобразные формы конкурсных выступлений участников на каждом этапе смотра: концерт-отчет и концерт-праздничное действо.
На первом и втором этапе смотр проходил в виде концерта-отчета, каждым номером которого было выступление того или иного любительского коллектива или солиста сначала в сельском клубе (I тур), а затем — на сцене
районного центра (II тур).
Форма проведения заключительного тура представляла собой концерт-зрелище, собиравшее лучших самодеятельных артистов (танцоров, вокалистов,
инструменталистов, хоровых и эстрадных коллективов), отобранных жюри.
Значимость, торжественность и массовость заключительного концерта фестиваля-смотра самодеятельного творчества «Приморская весна» 1964—1965 гг.
его организаторы — руководители делегаций районов и городов, краевого Дома
народного творчества, представители управления культуры края подчеркнули,
придав ему черты праздничного действа. Концерт состоялся 20 июня 1965 г. на
стадионе «Динамо» и собрал помимо самодеятельных артистов такие творческие коллективы, как симфонический оркестр Приморского радио и телевидения
(дирижер Краснощек), духовой оркестр Краснознаменного Тихоокеанского флота
(дирижер Крылов), сводный русский народный хор КДНТ (руководитель Н. Широкова, 300 чел.), сводный академический хор (500 чел.), оркестр народных инструментов (руководитель Ошаров). В празднике участвовала группа юных гимнастов (100 чел.) с акробатическими номерами, а победители водной эстафеты,
которая была проведена на акватории Спортивной гавани и предваряла концерт,
зажигали огонь фестиваля. Трибуны стадиона были нарядно оформлены сигнализационными щитами (для этого были задействованы 500 школьников города).
Приподнятое настроение создавали красочные эмблемы фестиваля, флаги и лозунги на Площади борцов за власть Советов и привокзальной площади Владивостока, центральных улицах и на Набережной, флаги расцвечивания на судах
Дальневосточного пароходства и приветственные лозунги в витринах владивостокских магазинов18.
Организаторы самодеятельных смотров старались охватить и заинтересовать
как можно больше горожан. Исполнители, занявшие призовые места на краевом
смотре, неоднократно выступали перед владивостокцами на предприятиях и площадках города (в Доме культуры моряков, Матросском клубе, Клубе железнодорожников, Центральном парке культуры и отдыха, клубе Дальзавода), принимали участие в местных телепрограммах и вечерах встреч с профессиональными
музыкантами и представителями других творческих профессий19.
Неоценимую помощь специалистам КДНТ оказал значительный опыт подготовки и проведения в 1950-е годы в крае так называемых праздников песни
и праздников труда. Вот как выглядел сценарий Праздника труда, состоявшегося 1 июня 1960 г. во Владивостоке, который должен был «…прославлять труд
молодежи Приморья». «ПК и О красочно оформлен. Над входом — огромный
светящийся транспарант «Слава труду!». По обеим сторонам входа — цветные
панно, изображающие рабочего и колхозницу. Аллеи парка оформлены панно
и транспарантами на тему труда: «Рабочий у станка», «Доярка», «Рыбаки в море»
и т. п. У входа в парк каждому гостю вручается эмблема «Праздник труда».
По радио звучат песни и марши, посвященные труду, молодости, миру.
36
На центральную площадку парка к памятнику Ленину выезжает несколько мотоциклов, мотоциклисты трубят сигнал «Слушайте все!». За ними выезжает грузовая автомашина, в ней — рабочий, доярка, рыбак, шахтер, моряк.
Играет оркестр.
Ведущие приглашают всех участников спеть «Приморскую фестивальную».
По радиорепродукторами всех приглашают пройти к открытой эстраде, где состоится концерт.
Вступлением к концерту служит «Марш коммунистических бригад», который исполняет объединенный хор. Каждый номер концерта, среди которых
«Рыбацкая сюита», пляска доярок, песни и пляски шахтеров, моряков, строителей, предваряют стихи о трудовых профессиях.
Концерт заканчивается «Маршем энтузиастов» Дунаевского, который поют
все участники — хор и гости.
Затем в разных частях парка проводятся игры, аттракционы, викторина,
посвященная труду, встречи с деятелями искусств Приморья, учеными.
По радио звучит веселая музыка. Праздник, начавшийся в 2030, заканчивается танцами и красочным фейерверком»20.
Стремление устроителей самодеятельных смотров-конкурсов и праздников
(песни, труда) к массовости, торжественности, зрелищности не являлось исключительно приморской художественной находкой. Жанр монументальной «тематической композиции» — зрелища-концерта, посвященного праздничным
и юбилейным датам календаря, был давно и повсеместно освоен клубной самодеятельностью21. «Основой всех праздников песни во всех регионах страны
были выступления гигантских сводных хоров (иногда и оркестров, физкультурных групп, танцевальных ансамблей)»22.
На примере праздников такого типа отчетливо видно, как стирается грань
между традиционно сложившимися социально-эстетическими ролями слушателя и музыканта-исполнителя. Песни, исполнявшиеся на празднике, были
у всех на слуху или же разучивались заранее, каждый мог подхватить популярный мотив. Сотни голосов сливались в хоре. Человек, из пассивного наблюдателя превращался в соучастника действия, творца23.
Характерные элементы композиции крупных самодеятельных представлений (середина, состоявшая из концертных номеров, обрамлялась вступительным и финальным сводными хорами), состав участников, подчеркнутая
зрелищность, жанровая пестрота выступлений с успехом использовались
и в заключительных показах смотров художественной самодеятельности как
на местном уровне (с меньшим размахом), так и в Москве, где концерт приобретал черты монументальности и грандиозности.
Если краевой смотр проходил в рамках Всероссийского или Всесоюзного
фестиваля художественной самодеятельности, то его победители удостаивались чести быть представленными Всероссийскому (или Всесоюзному) оргкомитету. Лауреатами Всесоюзного смотра самодеятельного искусства
1967 г. стали 14 приморцев. В их числе академический хор Дома культуры
моряков г. Владивостока (дирижер Иванов, хормейстер Горбач), народный
хор фабрики «Работница» г. Уссурийска, народный женский ансамбль Дома
народного творчества г. Спасска-Дальнего, мужской академический хор из
г. Арсеньева, танцевальный коллектив Уссурийского культпросветучилища,
оркестр народных инструментов из пос. Тетюхе, матросский эстрадный ор37
кестр «Чайка» г. Владивостока (руководитель Гончаренко), самодеятельный
композитор Н. Губин и др.24
Программа заключительного концерта, проходившего в Москве в Кремлевском дворце съездов 20 октября 1967 г., включала в себя хоровой пролог (объединенный хор исполнил композиции «Слушайте Ленина» (муз. С. Туликова)
и «Песню о революции» (муз. В. Мурадели), два отделения и финал, в котором выступили все самодеятельные участники и оркестр Государственного Академического Большого театра СССР (руководитель — народный артист БССР
Л. Любимов)25. В одном из отделений зрители услышали матросский эстрадный ансамбль «Чайка» Краснознаменного Тихоокеанского флота, единственного из приморских участников, получившего право выступать в заключительном концерте с отдельным музыкальным номером26.
Итак, развитие художественной самодеятельности в Приморье, ярким и неотъемлемым проявлением которой стали смотры и фестивали любительского
творчества, в 1950—1960-е годы отмечено подъемом. В этот период был отработан и строго выдерживался порядок проведения смотров, включавший три
отборочных тура; строго выдерживалась «географическая схема»: район —
город — край — зона — республика27.
Формой проведения смотров как в Приморье, так и по всей стране стали
грандиозные концерты-отчеты, концерты-зрелища, постоянными атрибутами
которых являлись массовость, преобладание коллективного исполнительства
(хорового, ансамблевого) над сольными выступлениями, использование разнообразных жанров (вокальной и инструментальной музыки, танцевальных).
Помимо творческой и коммуникативной советское самодеятельное искусство выполняло идеологическую функцию: оно было призвано создать «миф
о счастливом, преуспевающем социалистическом обществе, благополучной, сытой, устроенной, праздничной жизни советских людей»28. Такой жанр культурной самодеятельности, как концерт-зрелище, посвященный юбилейным
и праздничным датам, стал одним из средств пропаганды коммунистических
идей и возвеличивания советской эпохи. «Тысячи исполнителей в сотнях спектаклей вновь и вновь повторяли «путь Октября», тиражировали основные сюжеты и образы советской государственной мифологии»29.
Музыка в новых коллективных исполнительских формах приобрела прикладное значение. Характерной особенностью заключительных праздничных концертов являлось стремление выйти за рамки обычного концерта с помощью средств
визуального ряда, создания красочных зрелищных композиций, местом проведения которых были стадионы или другие крупные сценические площадки под
открытым небом.
Отличительной чертой музыкальной отечественной культуры рассмотренного периода стало самодеятельное творчество в организованных рамках. Благодаря поддержке со стороны властей этот «краеугольный камень культурной
политики нашего государства»30 приобрел статус государственности.
1 Белоглазова С.Б. Культура ДВ России в условиях общественных трансформаций 20—30-х
годов XX в.: Очерки истории. Владивосток, 2001. С. 121; Сокольская А.Л. Танцевальная
самодеятельность // Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории.
1930—1950-е гг. СПб., 2000. С. 99.
2 ГАПК. Ф. 610. Оп. 1. Д. 2. Л. 9, 15.
3 Там же. Л. 47. Первые конкурсы исполнителей на русских народных инструментах прошли на
Дальнем Востоке России в 1927—1928 гг. Подробнее об этом см.: Шпак А.В., Белашова Е.А.
38
Из истории первых дальневосточных конкурсов исполнителей на русских народных инструментах // Культура ДВ России и стран АТР: Восток — Запад. Вып. 3—4. Владивосток, 1997.
С. 81—83.
4 Красное знамя. Владивосток, 1945. 28 фев. О конкурсах краснофлотской самодеятельности на
Дальнем Востоке России в 1930-е годы см.: Королева В.А., Белашова Е.А. К 300-летию Российского флота. Краснофлотская самодеятельность как оригинальное явление в развитии дальневосточной народной культуры 1930-х годов // Культура Дальнего Востока России и стран
АТР: Восток — Запад. Вып. 3—4. Владивосток, 1997. С. 84—86.
5 ГАПК. Ф. 610. Оп. 1. Д. 70. Л. 2.
6 Красное знамя. Владивосток, 1945. 28 февр.
7 Краевой отдел по делам искусств подчинялся комитету по делам искусств при Совете Министров РСФСР. Решением Приморского крайисполкома от 3 авг.1953 г. он был переименован
в Управление культуры Приморского крайисполкома. ГАПК. Ф. 610. Оп. 1. Л. 3.
8 Там же.
9 Архивные данные не дают точной даты учреждения КДНТ. В «Квартальных планах основных
мероприятий Краевого отдела по делам искусств на 1948 г.» (ГАПК. Ф. 610. Оп. 1. Д. 70. Л. 2)
есть запись: «укомплектовать штат ДНТ», на основании которой автор считает датой организации Приморского КДНТ 1948 г.
10 ГАПК. Ф. 546. Оп. 1. Л. 1; Художественная самодеятельность // БСЭ. Т. 24. Кн. 2. С. 476.
11 Королева В.А. Музыкальная культура ДВ России второй половины 1950-х — начала 1990-х
годов // Гуманитарные исследования. Альманах. Уссурийск: Изд-во УГПИИ, 2001. Вып. 5.
С. 345.
12 Королева В.А. Музыкальное самодеятельное искусство на Дальнем Востоке России в середине
50-х — середине 70-х годов XX в. // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Амурский
гос. ун-т. Изд-во АМГУ, 2001. Кн. 1. С. 327.
13 ГАПК. Ф. 546. Оп. 1. Д. 55. Л. 1—2.
14 Там же. Д. 54. Л. 18; Д. 55. Л. 8.
15 Там же. Д. 55. Л. 3, 4.
16 Там же. Д. 3—6, 15, 20, 21, 48, 54.
17 Там же. Д. 48. Л. 4, 5, 152.
18 Там же. Д. 20. Л. 13.
19 Там же. Л. 18, 20.
20 Там же. Д. 6. Л. 24—26.
21 Румянцев С.Ю. Любительский музыкальный театр // Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории. 1930—1950-е годы. СПб., 2000. С. 32.
22 Там же. С. 407.
23 Невольно напрашивается аналогия: активный участник самодеятельного кружка, исполнитель
и создатель новой музыки, он же строитель светлого будущего.
24 ГАПК. Ф. 546. Оп. 1. Д. 48. Л. 99, 114; Д. 55. Л. 4; Красное знамя. Владивосток, 1967. 29 окт.
25 Там же. Л. 147, 150.
26 Ансамбль исполнил фантазию на темы песен о море. Его дирижер и руководитель — А.Т. Гончаренко окончил Луганское музыкальное училище, в ансамбле с 1964 г. Коллектив является
неоднократным дипломантом смотров художественной самодеятельности и лауреатом Всесоюзного смотра 1967 г.
27 Автор использует термин «географическая схема»: район—город—край—зона—республика», который предлагают в своей статье «Хореографическая самодеятельность» Т.В. Пуртова
и В.И. Уральская // Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории.
1930—1950-е гг. СПб., 2000. С. 347.
28 Румянцев С.Ю., Шульпин А.П. Самодеятельное творчество и «государственная» культура. С. 74.
29 Там же. С. 32.
30 Тараканов М.Е. Музыкальная культура РСФСР. М.: Музыка, 1987. С. 333._

Больше информации

Статьи о России


 

 


Copyright © 2005-2009 Защита сайта от бана. Учёт кликов из любых источников