Главная страница
Экономика
Статьи
Маркетинг
Менеджмент
Инвестиции

АДМИРАЛ СТАРК

Татьяна Николаевна ЯСЬКО,
кандидат исторических наук
Георгий (Юрий) Карлович Старк — русский адмирал, последний командующий Сибирской военной флотилией. Российские Старки — выходцы из Швеции, но корни этого рода уходят в старинное дворянство Шотландии. В России Старки появились в начале XVIII в. и с того времени верой и правдой
служили своей новой родине. В 1818 г. они получили российское дворянство.
Многие из них служили морскими офицерами. Перед революцией 1917 г. в русском флоте несли службу сразу пять офицеров из рода Старков. Это — капитан 1 ранга Федор, капитан 2 ранга Александр, мичман Владимир, лейтенант
Александр Александрович Старк и командир дивизиона эсминцев на Балтике
капитан 2 ранга Георгий Карлович Старк1.
Г.К. Старк родился 20 октября 1878 г. в Санкт-Петербурге. Его отец окончил военно-юридическое училище и впоследствии открыл нотариальную конто19
ру. В 1880 г. семья уехала в Америку,
а через два года Старки вернулись в Европу. Полгода прожив в Дрездене, они
возвратились в Россию. Под Новороссийском отец Георгия арендовал ферму, и семья стала обживаться на новом
месте. 1 ноября 1883 г. он был убит грабителями, которые рассчитывали поживиться, но нашли в доме несколько десятков рублей2. Когда после смерти
отца стал вопрос, как жить дальше, решили переехать в Петербург. В 1891 г.
Георгий поступил в Морской кадетский
корпус. В его выборе решающую роль
сыграл дядя, адмирал Оскар Викторович
Старк, который плавал в водах Тихого
океана, командовал Тихоокеанской эскадрой накануне русско-японской войны. Его именем названы бухта и пролив
в Японском море близ Владивостока3.
В годы учебы в Морском кадетском корпусе Георгий считался одним из лучших кадетов по знаниям математики
и точных морских наук. В 1898 г. он успешно окончил Морской кадетский корпус, был произведен в первый офицерский чин и зачислен в 15-й флотский экипаж, расположенный в Кронштадте4. Он быстро освоил курс практических морских наук на кораблях Балтийского флота. В 1904 г. Георгий Старк получил
назначение минным офицером на новый крейсер 1 ранга «Аврора». С этим кораблем было связано почти десятилетие его жизни.
На «Авроре» старший минный офицер Г. Старк совершил поход вокруг
Африки и участвовал в Цусимском сражении Тихоокеанской эскадры с японским флотом в мае 1905 г. Тогда при взрыве он получил ранение осколками
разорвавшегося в боевой рубке снаряда.
После окончания Цусимского сражения крейсера «Аврора», «Олег» и «Жемчуг» были интернированы и стояли в Маниле. Экипажи кораблей ждали окончания войны и подписания мирного договора. Только после этого русские крейсера могли вернуться к родным берегам. 23 августа 1905 г. в Портсмуте был
подписан мирный договор между Россией и Японией. 15 октября русские крейсера, наконец, покинули манильскую гавань и взяли курс на родину. 19 февраля 1906 г. крейсер «Аврора» встал на якорь в порту Либава. Так, через
485 дней, Георгий Старк оказался на родной земле. С 1909 по 1912 г. он служил на крейсере «Аврора». В декабре 1912 г. Старк был произведен в капитаны 2 ранга и назначен командиром эсминца «Сильный».
Начавшаяся в 1914 г. первая мировая война застала Георгия Карловича
командиром эскадренного миноносца «Страшный», входившего в состав 1-й
минной дивизии Балтийского флота. Он участвовал во многих боевых операциях и боях, занимался постановкой минных заграждений под Виндавой, на
которых погибло несколько немецких миноносцев и крейсеров. В 1916 г. был
произведен в капитаны 1 ранга, а в 1917 г. назначен начальником Минной
дивизии и в этой должности участвовал в знаменитом Моонзундском сражении, в ходе которого был ранен. 28 июля 1917 г. Г.К. Старк «за мужество и храбрость в боях с неприятелем» был произведен в контр-адмиралы5.
Октябрьской революции 1917 г. адмирал не принял. Хотя монархистом он
никогда не был, но присягу, данную Богу, Царю и Отечеству, нарушить не
мог. Это был человек слова, чести и долга. Не имея никаких богатств, жил со
своей семьей в казенной квартире на скромные сбережения.
В 1918 г. адмирал Старк, надев форму рядового солдата, прибыл в Казань
и вступил добровольцем в Белую армию. Адмирал А.В. Колчак, узнав среди
Адмирал Старк
20
морских стрелков бывшего сослуживца по Минной дивизии, назначил Старка
командующим Волжско-Камской белой флотилией. На него он вполне мог положиться в предстоящих боях на реках Каме и Белой. Красной флотилией
командовал мичман Федор Раскольников. Спустя 20 лет, оба они окажутся во
Франции, в эмиграции.
После разгрома Белой армии на Волге адмирал прикрывал отступавшие
части со стороны реки. Весной 1919 г. он был вызван Верховным правителем
Колчаком в Омск. Адмирал Колчак назначил Старка начальником бригады морских стрелков в Красноярске. По его замыслу, морские стрелки должны были
стать надежной силой при защите портов и судов, поскольку среди матросов
началось революционное брожение. Георгий Карлович Старк энергично занялся
формированием бригады. Уже в марте 1919 г. адмирал Старк прибыл на фронт
с первым батальоном морских стрелков и принял участие в боях. После падения
Омска остатки морской дивизии вошли в состав войск генерала Каппеля и вместе с ними отступали на восток. В это и без того тяжелое время Георгия Карловича свалил сыпной тиф, и его чуть живого везли на Дальний Восток. В пути
многие солдаты и офицеры погибли от страшной болезни. Г.К. Старк вместе
с отступавшими войсками оказался в Харбине. Болезнь дала тяжелое осложнение на ноги, адмирал с трудом передвигался. Оставшись без средств к существованию, он начал искать работу в Харбине, что было очень трудно. Но адмиралу «повезло», его взяли на стройку десятником. Это была тяжелая работа от
зари и до заката, но Георгий Карлович все вынес и проработал там до 1921 г.
Судьбе было угодно, чтобы адмирал вновь оказался на родине. События в России принимали трагический оборот, Белая армия откатывалась к Тихому океану.
26 мая 1921 г. во Владивостоке было сформировано Временное Приамурское правительство во главе с братьями С. и Н. Меркуловыми6. Главной своей
задачей они считали возрождение Сибирской военной флотилии. К тому времени она практически перестала существовать, на приколе стояло несколько
кораблей различного класса, экипажи которых не были укомплектованы.
Новая власть нуждалась в опоре, и Меркуловы видели ее в возрождении
флота, но человека, который смог бы это сделать, в крае не находилось. В свое
время в Харбине братья познакомились с адмиралом Старком, по их мнению,
он был именно тем человеком, на которого можно было возложить эту миссию.
В мае 1921 г. Г.К. Старк получил из Владивостока телеграмму за подписью главы правительства С. Меркулова с предложением возглавить Сибирскую
флотилию. Вскоре в Харбин приехал посланник Меркуловых, чтобы пригласить Старка во Владивосток. Не без колебаний адмирал принял это предложение. Он понимал всю тяжесть принимаемой на себя ответственности; как
человек, уже достаточно повоевавший в гражданской войне, он реально оценивал ситуацию в стране и не питал особых надежд на победу Белого движения. На его решение повлияли другие обстоятельства — он страшно тосковал
по морю, флоту, ведь любимое дело составляло смысл его жизни. «…Отдавая
себе полный отчет во всей сложности обстановки во Владивостоке и всей тяжести работы, которую мне предстояло взять на себя, я вместе с тем не считал себя вправе ответить отказом на призыв единственного существовавшего
тогда национального правительства и выехал во Владивосток»7.
17 июня 1921 г. Г.К. Старк прибыл из Харбина во Владивосток. На следующий день приказом Временного Приамурского правительства адмирал Старк
был назначен командующим Сибирской флотилией8. Вступив в должность, он
энергично взялся за порученное дело. Адмирал предложил свою программу
действий по восстановлению боеспособности Сибирской военной флотилии.
Для поднятия дисциплины и ответственности моряков Старк прежде всего
восстановил на флоте погоны старого образца и приказал всем по службе обращаться в соответствии с присвоенными им чинами. По его приказу были
начаты работы по ремонту затопленных и разграбленных кораблей Сибирской
военной флотилии, укомплектованы команды кораблей. Он безжалостно изгонял некомпетентных людей, бездельников и матросов, увлекавшихся революционными идеями, на их место подбирал людей, знающих свое дело и болею21
щих за судьбу флота. Военным нововведением Старка стало создание Военного совета. Членами совета были назначены контр-адмиралы В.В. Безуар
и В.И. Подъяпольский, инженер-механик генерал-майор А.И. Ухлин, военный
инженер-полковник А.И. Ярон, капитаны 1 ранга А.Н. Пелль, Н.Ю. Фомин,
Н.С. Харин, старший лейтенант Г.С. Серебрянников9. За короткое время благодаря этим мерам Сибирская флотилия превратилась в боеспособную силу.
Обстановка во Владивостоке накалялась, в дни июньского переворота
1922 г. Г.К. Старк, осознавая беспомощность правительства Меркуловых, все
же остался верен им и защищал здание, где заседало правительство, направлял морских стрелков поддерживать в городе порядок.
4 июня 1922 г. указом правительства адмирал Старк был наделен диктаторскими полномочиями — его назначили командующим всеми вооруженными силами Временного Приамурского правительства и одновременно он оставался командующим Сибирской флотилией. Но уже 11 июня Георгий Карлович
отказался от этой должности. Уход правительства Меркуловых не повлиял на
положение адмирала. Пришедший к власти генерал М.К. Дитерикс 10 августа
назначил Г.К. Старка помощником по морской части на правах морского министра с оставлением за ним должности командующего Сибирской флотилией10.
В сентябре адмирал был назначен на пост начальника тылового района. Теперь он отвечал за порядок на всей территории Приморья, ему подчинялись
и армейские начальники.
Наступали последние дни белой власти в Приморье. 20 октября было образовано новое правительство — Совет уполномоченных организаций автономной Сибири. Адмирала Старка вновь назначили командующим Сибирской флотилией, по сути единственной к тому времени организованной силой белых11.
Части Красной армии подходили к Владивостоку. Начавшаяся спешная эвакуация белых из Владивостока всей тяжестью легла на плечи Г.К. Старка. 23 октября 1922 г. он увел за границу свою разнокалиберную эскадру. Всего ушло
30 кораблей: канонерская лодка «Маньчжур», вспомогательные транспорты, пароходы, военные буксиры, посыльные суда, катера. Все это были суда, давно
отслужившие свой срок и мало пригодные для морского перехода. На них находились более 9 тыс. чел.12
В конце ноября 1922 г. в порту Гензан сделали короткую остановку. Отобрав более или менее пригодные к плаванию суда, Старк вышел в море, взяв
курс на Шанхай. Морской переход на старых кораблях был тяжелым. Из-за
штормовой погоды жертвами налетевшего тайфуна стали «Аякс» и «Лейтенант
Дыдымов». В начале декабря 1922 г. флотилия пришла в Шанхай. Ее приход
оказался полной неожиданностью для администрации муниципалитета и был
встречен весьма неприязненно. Вскоре адмиралу предложили покинуть Шанхай. Он вынужден был подчиниться, и 10 января 1923 г. флотилия вновь вышла в море, направляясь в Манилу. Но предварительно, несмотря на протесты
администрации, Старк высадил на берег своих пассажиров — гражданских лиц
и кадетов Сибирского и Хабаровского корпусов13.
По прибытии в Манилу Г.К. Старк продал остатки флотилии и пароходы
Доброфлота. Все деньги, вырученные от продажи, и тот небольшой запас золота, который вывезли при эвакуации, адмирал разделил поровну среди нижних чинов и офицеров бывшей Сибирской военной флотилии.
Лагерь беженцев в Маниле просуществовал около года. В течение этого
времени многие уехали: кто в Америку, кто в Австралию, кто во Францию.
Адмирал Старк много сделал для офицеров и матросов при отправке их в США
в качестве эмигрантов. Самого адмирала тоже приглашали в США, но он уехал
во Францию. На то были свои причины. Будучи на Филиппинах, он получил
известие, что в Петрограде скончалась его жена, а дети вывезены в Финляндию и скорее всего будут переправлены во Францию. Кроме того, в Париже
проживала сестра покойной жены, вдова его друга, командующего Балтийским
флотом адмирала Развозова, погибшего в 1920 г.
Приехав в Париж, не имея средств к существованию, адмирал Старк снова
был вынужден искать любую работу. Не найдя ничего подходящего, он решил,
22
как и многие безработные русские, стать шофером такси. Сын Борис и племянник Александр помогли ему изучить улицы Парижа. Георгий Карлович сдал
необходимые экзамены и двадцать лет проработал водителем такси. Жили
Старки скромно. Денег едва хватало на оплату жилья и еду, к тому же он
поддерживал семью адмирала Развозова. Иногда даже приходилось закладывать в ломбард ордена.
Адмирал Старк никогда не принимал участия в политической деятельности белоэмигрантских организаций. Он понимал, что с Россией бороться нельзя,
какой бы она ни была.
Во время второй мировой войны, в годы оккупации Парижа, немцы пытались склонить Георгия Карловича к сотрудничеству, но он с негодованием
отверг их предложения. Это привело к тому, что Старк потерял работу. Адмирал внимательно следил за событиями на советско-германском фронте — все
его симпатии были на стороне соотечественников.
После войны Г.К. Старк был избран председателем Всезарубежного общества русских морских офицеров и выполнял эту общественную работу вплоть
до своей смерти. Скончался адмирал 2 марта 1950 г. в Париже на 72 году жизни.
Он оставил своим детям воспоминания, где описал свою жизнь. Спустя полвека они были опубликованы на родине14.
Сын адмирала Борис после смерти отца, в 1952 г., вернулся на родину. Он был
священником, служил в храмах Костромы, Херсона, Рыбинска, Ярославля.
Возможно, еще жива дочь Георгия Карловича — Татьяна. В 2001 г. краевед Г.В. Симонова, находясь в Париже, посетила Русский дом, расположенный в районе Сен-Женевьев, где живут русские эмигранты первой волны.
Там и состоялась ее встреча с 93-летней Татьяной Юрьевной Старк-Кипеневой15. На память об этой встрече дочери адмирала подарили фотоальбом с видами Владивостока, часы с гербом Приморья. Приняв подарки, Т.Ю. Старк растрогалась и сделала ответный подарок — большую книгу с фотографиями
«Морские офицеры под белым флагом».
Так, через долгие десятилетия, восстановилась тонкая нить памяти Владивостока с последним командующим Сибирской флотилией адмиралом
Г.К. Старком.
1 Черкашин Н.А. Судеб морских таинственная вязь. М., 1990. С. 57.
2 Старк Г.К. Моя жизнь. СПб., 1998. С. 15.
3 Булков А.М. Неизвестный адмирал Старк // Зап. О-ва изуч. Амур. края. Владивосток, 1996. С. 107.
4 Старк Г.К. Моя жизнь. СПб., 1998. С. 16.
5 Булков А.М. Неизвестный адмирал Старк. С. 109.
6 Приморский край: Крат. энциклопед. справочник. Владивосток, 1997. С. 299.
7 Старк Г.К. Отчет о деятельности Сибирской флотилии 1921—1922 гг. // Морские записки. 1952.
Т. 10. № 1—2. С. 13.
8 Приказы командующего Сибирской флотилией за 1921 г. Владивосток, 1921. № 88.
9 Ясько Т.Н. Сибирская и Амурская военные флотилии в 1917—1922 гг. // Дальний Восток России в период революции 1917 года и гражданской войны. Владивосток, 1998. С. 55.
10 Бригады Временного Приамурского правительства по армии и флоту за 1922 г. Владивосток,
1922. № 698. от 12 авг.
11 Газета «Владиво-Ниппо». 1922. 21 окт.
12 Ясько Т.Н. Сибирская и Амурская военные флотилии в 1917—1922 гг. С. 56.
13 Петров В. Русский Шанхай // Рубеж. 1995. № 2. С. 269.
14 Старк Г.К. Моя жизнь. СПб., 1998.
15 Комсомольская правда. 2002. 7 мая._

Больше информации

Статьи о России


 

 


Copyright © 2005-2009 Защита сайта от бана. Учёт кликов из любых источников